Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: городец, хохлома, дымка.
  • Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
  • Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; альбомы с хохломой, дымковской и городецкой росписью; беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, составление описательных рассказов детей о предметах декоративно – прикладного искусства.

 

Оборудование: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской и городецкой росписью, Дымковская барышня, деревянные расписные игрушки (матрёшки, свистульки, дудочки); шаблоны, полоски, кольца и т. д.; видеопрезентация, музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)

Воспитатель:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

А знаете куда мы отправимся? (предположения детей)

Отправимся мы сегодня в прошлое, в то время, когда жили народные мастера и умельцы. Сегодня мы будем говорить о народных промыслах. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, ребята! А отправит нас в это путешествие работник библиотеки Семенова Ольга Валерьевна

Блок работника библиотеки:

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все ею любовались.

Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показывает посуду с росписью, глиняные и деревянные игрушки)

- Ребята, кто знает, какой росписью расписан этот предмет? (Ответы детей) Это Городецкая роспись. Хотите, я вам расскажу о ней подробнее?

-Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

А теперь отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши
Ты разгляди — ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты».
Блестят, они как золотые,
а может, солнцем залитые.

(Хохлома) Правильно, ребята! Это Хохлома.

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

-Ребята, посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показывает предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Ребята, а как ещё можно использовать деревянные ложки? (Предположения детей) Правильно, ребята, на деревянных ложках русский народ ещё научился и играть.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (произвольно играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»). Молодцы, как у нас хорошо получилось играть на ложках! Вам понравилось? (после игры дети складывают ложки в корзинку)

А теперь отгадайте ещё одну загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

1. 2. 3. 4. 5.

Даже всех не сосчитать». Что это? (Ответы детей) Правильно, это — матрёшка!

- Ребята посмотрите, какие здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

А вы любите играть с матрёшкой? (Ответы детей) А теперь давайте с вами немного поиграем! (Воспитателем проводится хороводная р.н. игра «Колпачок».)

А теперь обратите внимание вот на эти игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) Правильно, из глины. А какой росписью они расписаны? (предположения детей) Подсказку вы узнаете в следующей загадке. Послушайте!

«Весёлая, белая глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови — ка меня

(Дымка). Правильно, ребята, эти игрушки раписаны дымковской росписью. Хотите посмотреть, как их изготавливают? (Ответы детей. Далее идёт рассказ с просмотром видеопрезентации)

Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите? (Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.) Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое? (ответы детей)

А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Ребята, изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

- Дети, это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Такие игрушки и изделия делают только в России.

А теперь можете подойти и рассмотреть все игрушки, посуду, иллюстрации в книгах и альбомах. (звучит тихая р.н. музыка, дети рассматривают посуду, игрушки и иллюстрации в книгах и альбомах)

Просмотров: 576
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Полякова Ирина Николаевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения 'Роспись дымковской игрушки'
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Бондарева Анна Сергеевна. Примерный перспективный план по знакомству с хохломской росписью в подготовительной группе.
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий летнего спортивно-музыкального праздника для детей дошкольного возраста «Мы веселые ребята!»
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Соломеина Людмила Игоревна. Конспект занятия по художественному творчеству «Украшение фартуков дымковской росписью»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Богатенкова Наталья Леонидовна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Арапова Роза. Конспект НОД Тема: «Мы смелые ребята»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Парсова Наталья Александровна. Проект мини — музея «Деревянные ложки»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Ефарова Татьяна Валерьевна. РОЛЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
  • Эдит Сницарук. Стихи про игрушки для детей
  • Колесникова Инна Владимировна. Военная игра «Мы ребята бравые!»
  • Анна Викторовна Юсина. Конспект проведения подвижной игры «Мы веселые ребята» в старшей группе
  • Шулыкина Ольга Михайловна. Досуг по ПДД в младшей группе «Ребята, Зай и Чик».
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Волкова Евгения Сергеевна. Буклет игрушки — самоделки 'Вместе весело играть'
  • Ванцесова Светлана Евгеньевна. Развлечение «Мы веселые ребята»
  • Алсу Махмутова. Итоговое НОД 'Ребята в гостях у Мишки'
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь