Миндубаева Светлана Василовна. Изо-терапия в работе с дошкольниками.

Изо-терапия в работе с дошкольниками.

За последние годы отмечается резкий рост количества детей с особенностями развития. Это дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, леворукие дети, дети с различными нарушениями эмоциональной сферы (тревожность и различные страхи, агрессивность, аутизм и др.) и поведения, одаренные дети, дети с ослабленным здоровьем, дети с физическим или психологическим недоразвитием.

Такие дети, попадая в ДОУ, требуют особенного внимания со стороны воспитателей. Мы, воспитатели, сталкиваясь с такими детьми, часто испытываем страх и беспомощность. С одной стороны очень редко можно встретить понимание у родителей, что их ребенок «особенный», с другой стороны требуется определенная коррекционная работа т.к. детский сад готовит детей к очень важному процессу – обучению в школе. А таким детям, как правило, очень тяжело справляться с режимом и учебной программой школы. И, конечно же, им нужна помощь и воспитателя, и психолога, и родителей.

 

Скачать конспект

Использование арт-технологий в детском саду-это путь к психологическому здоровью ребенка. Если разложить термин «арт-технология», на составляющие, то получим Арт (от англ. art) -визуальное искусство, технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор методов, способов, приемов и воспитательных средств. Таким образом арт-технология это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

В чем же ценность данной технологии? В том, что процесс творчества, дает возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии, которые, очень сложно озвучить, тем более маленькому ребенку. Это способ, позволяющий безопасно разрядить напряжение, кот. проявляет малыш. Он дает возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого, но в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога. Использование арт-технологий позволяет развивать чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство. А не это ли нужно будет будущему ученику?

Существуют разные виды арт-технологий (сказко-терапия, музыко-терапия, фото-терапия и т.д.). Так как я являюсь по своей специализации изо руководителем, для своей работы я взяла то, что мне ближе-это изо-терапия.

ИЗо-искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия — один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.

Хочу Вас познакомить с упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста, которые использую я в своей работе с малышами. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

  1. Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
  2. Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.
  3. Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его. Мы рисуем на пене для бритья и раскрашиваем ее.
  4. Рисование в манной крупе. Нужно большой поднос засыпать манной крупой и предложить ребенку различные приспособления для рисования (крышечки, мячики, мелких животных, стеклярусы, камешки, ракушки и т.д).
  5. Рисование парафином помогает детям не бояться цвета, замкнутого пространства
  6. Рисование на льдине красками с солью. Успокаивает детей, формирует усидчивость, направляет ребенка получение конечного результата
  7. Кляксография, доступное упражнение, для которого нужны только бумага и краски и трубочки. Ребенок свободно, не задумываясь о результате, выдувает краски на лист бумаги, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры
  8. Рисование бусами. Прекрасный способ развивать мелкую моторику рук, речь. Снимает напряжение, успокаивает, развивает фантазию
  9. Разные виды пластики (бумага -пластика, работа с глиной, тестом, желейной массой и т.д.)

Самое главное понять отличие занятий, с использованием нетрадиционных техник, от арт-технологий: арт-технологии направлены на сам процесс творения, чем на конечный результат, в ней нет цели, поставленной педагогом. Нельзя высказывать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-технология позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Список литературы.

  1. Архарова, Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Н. В.Архарова — Мосальск, «Воспитатель года», 2006. — 30 с.
  2. Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: учебно-методическое пособие / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. — М.: Мозаика — Синтез, 2009. – 64 с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский, -3-е изд. — М.: Просвещение, 1991- 93с.
  4. Горяева, Н. А. Маленький художник: пособие работы с детьми 5-6 лет/ Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2011. — 96с.
  5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2: Г. Н.Давыдов. — М., «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -72 с.
  6. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий: [Текст] / пособие для работы с детьми / Р. Г. Казакова, Е. М. Сайганова. – М.: Владос, 2001. – 126с.
  7. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 200 с. — 978-5-86775-320-7. – Режим доступа: http://www. biblioclub. ru/index. php? page=book&id=21186
  8. Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: / Методическое пособие / К. К. Утробина. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 64
  9. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000. -60с
Просмотров: 589
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Романова Галина Сергеевна. Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка»
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Калашникова Л.В. и Коротаева Л.В.. Су-Джок терапия, как оздоровительная технология в детском саду.
  • Шундрова Ольга Николаевна. Нетрадиционное рисование методом тычка в детском саду для детей 4-5 лет с нарушением зрения
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Хамзина Алсу. Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Зарубина Наталья Вячеславовна. Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Птушкина Галина Анатольевна. Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
  • Верещагина Татьяна Васильевна. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Бондарева Лариса Николаевна. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект ООД в младшей группе
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь