Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
Латкина О.В. Воспитатель МОУ «Сторожевска СОШ» Структурное подразделение Детский сад с. Сторожевск
Актуальность
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса. С учётом психологических закономерностей его построения.
Сейчас, как никогда, пользуются популярностью именно творческие профессии и специальности, и если развивать эти способности с детства, то в будущем мы получим отличную базу для формирования полноценной успешной личности, как в психическом, так и в личностном плане.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования учённых – психологов:
Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей (рисование). Рисунок ребенка — всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
В настоящее время существует 5 самых известных техник рисования: рисование карандашом, гуашью, акварелью, масляной живописи и пастелью. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Акварель для начинающих художников является самым оптимальным вариантом, потому что на ней легко исправляются небольшие оплошности, допущенные в процессе работы.
Существует много необычных техник рисования такие как:
рисование масляной пастелью и акварелью, фроттаж, граттаж, ниткография, кляксография, монотипия, рисование мятой бумагой, солью, мыльными пузырями, пальцевая живопись, рисование забавными отпечатками, пеной, клеем, рисование по разным поверхностям (по стеклу, фольге, бересте, на камнях, на деревянных брусках, щепках и спилах), "мятое изображение" (по мятой бумаге), рисование ватными палочками, "пушистость" (при помощи марли или целлофана, используя трафарет), рисование "по мокрому», брызги, «травяная живопись» (в качестве материала травы, цветы, мох, листья фиксируется на бумаге при помощи клея), рисование манной крупой (различными крупами) или песком, пэчворк или лоскутная живопись, пластилинография, рисование зубочистками на клее ПВА.
Использование альтернативных техник имеет ряд преимуществ: многообразие способов и средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; во время работы дети получают целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику рук; прививает любовь к изобразительному искусству; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
Техники рисования, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
Исходя из личного опыта работы, было выявлено, что дети не уверенно рисуют, мало — кто фантазирует. Возник вопрос, как же можно раскрепостить детей, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для этого в работу во всех возрастных группах можно внедрить альтернативную технику рисования. Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности. Нужны новые способы работы с детьми.
На основании этого была поставлена цель: использовать в рисование различные альтернативные техники рисования для развития у детей творческого воображения.
В работе следует соблюдать следующие принципы:
- принцип наглядности (наблюдения, измерения, проводить опыты, практические работы);
- принцип доступности (переход от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному);
- принцип систематичности и последовательности (ознакомление с различными техниками рисования в определённом порядке, по системе);
- принцип «Свободы рисования».
Использовать альтернативную технику нужно начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте это: пальцевая живопись; печать по трафарету; рисование тычком жёсткой полусухой кистью, рисование различными штампами; рисование манной крупой (различными крупами) или песком.
- В средней группе добавляется: оттиск поролоном; пластилинография; рисование зубочистками на клее ПВА.
- В старшей группе добавляется: кляксография (с использованием трубочек); монотипия; брызги; рисование свечой, рисование отпечатками листьев, трав; мыльными пузырями
- В подготовительной группе: рисование по — мокрому; граттаж; фроттаж; рисование солью, пеной, клеем; «травяная живопись»; рисование по разным поверхностям; пэчворк или лоскутная живопись.
Каждая техника — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Чтобы развить творческое воображение у детей, нужна целенаправленная и последовательная работа. При создании специальных условий, при работе с родителями и включение в рисование современных технологий можно развить у детей творческое воображение и талант к художественному творчеству. Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если педагоги и родители будут оценивать её положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечать индивидуальную манеру выполнения.
Литература:
- Брозаускас Л.Г. Расчудесные ладошки /Пособие для детей 4 – 7 лет. – СПб.: КАРО, 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М., 2013
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ «Сфера», 2005;
- Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Пантелеев Г.Н., Пантелеев Л.В., Рубан Т.Г., Тарасова К.В. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/Под ред. Тарасовой К.В. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2009;
- Немешаева Е.А. Ладошки. – М.: Айрис – пресс, 2011.
- Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб. – метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство — пресс», 2012.
- Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6 -7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «Детство — пресс». 2017.
|