Скитневская Любовь Юрьевна воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 91»
«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» К. Г. Юнг.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому так важно использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Одной из них является песочная терапия.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Приятный на ощупь песок, дает возможность по — настоящему расслабится, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходят сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Песок можно заменить крупами (манка, пшено).
Скачать конспект
Помимо формирования эмоциональной сферы, происходит развитие и психических процессов.
Таким образом, во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с речью.
Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое. Формируются произвольное внимание, память, воображение.
В-третьих, способствует развитию всех познавательных функций ребенка.
Предлагаю несколько вариантов игровых упражнений, в которых прослеживаются разные цели и задачи.
«Отпечатки наших рук»
Цель: развитие тактильных ощущений, понимание обращенной речи, совершенствование мелкой моторики.
Ход:
- разгладьте правой ладонью поверхность песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения
- пройдите по поверхности песка пальцами обеих рук
- поиграйте пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино и т.п.
«Художник»
Цель: развитие воображения, совершенствование мелкой моторики.
Ход: на песке нарисована фигура. Ребенку нужно подумать, на что она похожа и дорисовать ее.
«Дождь»
Цель: координация речи и движения мелкой моторики пальцев рук.
Ход: изображать на песке картинки по тексту.
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
«Угадай на ощупь»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия.
Ход: ребенок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это.
«Песочный круг»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход: пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце ребенок должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.
«Карта острова сокровищ»
Цель: умение ориентироваться на плане-схеме, учить рисовать карты-схемы, развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие.
Ход: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет клад на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятан клад, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает клад, следуя карте-схеме.
Играйте и фантазируйте!
|