Соколова Алевтина Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад №1, г. Балаково Саратовская область
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Остановлюсь на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов тот первый язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследование развития движений рук ребёнка представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), т.к. руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребёнка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движение рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребёнку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает внимания. Но какими простыми, ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они ещё отсутствуют, младенец ещё не может выполнять координированные действия. Ведь впервые месяцы жизни, все движения ребёнка, в том числе и движения рук, носят, безусловно – рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они не преднамеренны. Целенаправленность и преднамеренность возникают у ребёнка в процессе воспитания и обучения его взрослым.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Надо выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Многие учёные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки в трудовой деятельности. Ещё Ф.Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг.
В работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата и психоневрологической патологией есть свои особенности. Следует отметить, насколько чаще, чем у их сверстников, неправильный навык письма встречается у детей с ослабленными мышцами. Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребёнок плохо владеет руками, особенно пальцами, т.к. у него недостаточно развита ручная умелость. Среди этих детей значительную часть составляют не уравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. С такими детьми важно, чтобы они на занятиях не уставали, важно соблюдать дозировку заданий. Главное в работе с детьми – практическая направленность всех занятий, заданий, игр, упражнений, поручений. Весь процесс обучения идет на основе наглядности с реальными предметами. Дидактические игры и упражнения вносят большой вклад в развитие ручной моторики. Показывая детям приёмы выполнения задания, многократно повторяю вместе с ними необходимые действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. У детей с ослабленными мышцами, движения рук бывают неловкими, несогласованными. Поэтому с ними очень важны упражнения на развитие моторики рук. Действия с предметами, в отличие от гимнастических упражнений, осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности лучше. У детей есть мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении тренировочных заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают смысловой характер. Это позволяет достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости. Игровая форма проведения занятий побуждает детей к более активным действиям, к активной речи, общению, повышает у них настроение.
Очень важной частью работы являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, чтобы более точно отобразить какое-либо явление. Это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку, для других стихов и песенок. При организации пальчиковой гимнастики надо соблюдать следующие условия:
- Движения подбираю в соответствии с содержанием текста.
- Сопровождаю определенные движения одним и тем же текстом, иначе дети будут путать движения и трудно будет достигнуть четкости в их выполнении.
- Предлагаю детям упражнения на протяжении длительного времени, пока не будет автоматизма движений, после чего периодически возвращаюсь к нему.
- Упражнение разучиваю в медленном темпе, повторяю 3 раза.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д. Научить этому сложно. Необходимо многократное повторение одних и тех же действий. Для этого хороши пособия такого характера: шнуровка, пристегивание деталей и т.д. Хочу отметить, что не надо делать за ребенка то, что он может делать сам. Стремление детей к самостоятельности надо поощрять, т.к. ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого.
К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять, неправильно сформированные старые. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Очень хорошее занятие – обведение фигурок животных, предметов без отрыва руки от листа. Хорошо давать детям контуры для штриховки.
Необходимо помнить о том, что материал для занятий должен быть эстетично оформлен. Дети охотнее занимаются, если все то, что им показывают и предлагают, имеет привлекательный вид: яркие цвета, аккуратность выполнения. Большое значение имеет речь воспитателя. Она должна быть четкой и эмоциональной.
На ладонях и кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Указательный палец стимулирует работу желудка, средний – кишечника, безымянный – печени, мизинец – сердечную деятельность, большой повышает деятельность головного мозга. Поэтому обучаю детей самомассажу. Массаж повышает эластичность мышц. Детей обучаю следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание. Используя рекомендации А.Бирюковой, провожу три вида самомассажа.
- Самомассаж тыльной стороны руки.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Хорошо воздействует на кончики пальцев наждачная бумага.
Организация жизни ребенка должна быть построена так, чтобы в его повседневной деятельности развились точность движений рук, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества которые будут необходимы ему в будущем. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, соблюдение режима, способствует укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогают прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Развития тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.
Развить мелкую моторику руки помогает искусство – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки, привлекают детей. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить радость, не допускать скуки и утомления.
В работе помогают интересные пособия:
- Н,Алексеевская «Карандашик озорной»
- Е.Синицына «Умные пальчики»
- В.Цвыптарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
- С.Гаврина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
|