Автор:
Азаренко Елена Анатольевна, воспитатель по изодеятельности МБДОУ «Детский сад №4» г.Болхова
Цель: создание условий для повышения компетенции родителей по вопросу развития мелкой моторики рук в процессе лепки.
Задачи:
- Познакомить родителей с влиянием лепки на развитие мелкой моторики рук, расказать о возможностях пластических материалов.
- Вызвать интерес у родителей к экспериментированию с новым пластическим материалом — тестом.
- Формировать понимание необходимости совместных творческих занятий лепкой дома с ребёнком.
Предварительная работа.
- Консультация для родителей на тему: «Роль лепки в развитии личности ребёнка», «Тестопластика».
- Выставка детских работ на тему: «Мукосольки».
Оборудование.
Для показа родителям: мини — выставка работ из солёного теста, подставка для демонстрации игрушек.
Для работы: глина, дощечки, салфетки бумажные и матерчатые.
Участники семинара-практикума:
педагоги ДОУ, родители.
Ход семинара — практикума
1. Приветствие
Воспитатель: Рада видеть вас, уважаемые родители! Пусть наша встреча подарит всем массу положительных эмоций. Улыбнёмся друг другу и поприветствуем всех присутствующих аплодисментам.
Тема, которую мы сегодня рассмотрим на семинаре — практикуме очень актуальна. А говорим мы о развитии мелкой моторики рук младших дошкольников на занятиях лепкой.
2. Основная часть.
Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т. к. это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, обладает умением логически рассуждать, у него достаточно развиты память внимание, связная речь.
Вопросы родителям.
- Как вы думаете, с помощью каких видов деятельности можно эффективно развивать мелкие мышцы рук?
- Какой из художественных видов деятельности в наибольшей степени решает данную задачу?
- Занимаетесь ли вы с ребёнком дома лепкой?
Для меня занятия лепкой с детьми имеют особое значение, не только потому, что они способствуют развитию мелкой моторики рук, но и по целому ряду причин:
- в лепке руки ребёнка являются главным инструментом и от их слаженной работы зависит результат, а не от используемого художественного материала (карандаша, кисти и т. д.)
- лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы
- дети в лепке быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведёт к интенсивному развитию творчества, а это значит, что именно в лепке воспитатель может увидеть намного раньше результат своей работы
- лепка тесным образом связана с игрой, что позволяет многие темы связать с игровой деятельностью. Например лепка сказочных персонажей для сказочного представления, лепка посуды и угощений для кукол и игры в игровом уголке.
Занимаясь лепкой с младшими дошкольниками, я вижу сколько усилий дети затрачивают, чтоб вылепить обычную колбаску (цилиндр) или шар из пластилина. Поэтому очень важно заинтересовать детей и сделать лепку доступней для самых маленьких, а помочь в этом могут необычные пластические материалы.
Одним из таких замечательных материалов является солёное тесто. В наши дни становится необычайно популярноым старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль — это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья ребёнка. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки — мукосольки. Поэтому я с большим интересом использую в своей работе солёное тесто или как его ещё называют — биокерамика. Солёное тесто — идеальный материал для лепки с детьми младшего школьного возраста, ведь он на 100 % является натуральным продуктом. Малыши стремятся всё попробовать на вкус. С солёным тестом это не будет проблемой! Оно просто невкусное. И даже если ребёнок съест кусочек, это не нанесёт ему никакого вреда (в отличие от пластилина и других современных материалов). Дети с радостью работают с солёным тестом, а малышам доставляет особое удовольствие поэкспериментировать с солёным тестом, ведь на нём так легко оставлять следы от пальцев и других предметов. Знакомство с тестом детей младшей группы начинается с игры колобок. (Показ игры родителям). Тестопластика не требует специальных дорогостоющих приспособлений; для работы я использую формы для выпечки, трубочки для коктейля, использованные фломастеры, стеки, зубочистки и другие самые обычные предметы.
Как приготовить солёное тесто?
Существует множество рецептов приготовления солёного теста, но для работы с детьми я использую проверенный и более надёжный рецепт. Тесто замешиваю покруче, потому что в горячих детских руках оно разжижается и начинает прилипать к рукам. Итак, смешайте в миске 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и 1 стакан холодной воды. Очень хорошо вымешайте тесто, положите в пакет и уберите в холодильник на полчаса. Тесто готово к работе.
Иногда я использую цветное тесто. Его легко сделать следующим образом: разделить тесто на кусочки, скатать шарики и сделать в них небольшие углубления, добавить в каждый шарик гуашевую краску или краситель. Каждый шарик хорошо размешиваю до получения однородного цвета. С окрашиванием теста экспериментирую: добавляю в тесто какао, кофе, зелёнку, свекольный или морковный сок... Какао — порошок и кофе заранее развожу в небольшом количестве воды.
Вылепленные с детьми фигурки сушим или на открытом воздухе 3 — 5 дней или 4 — 6 часов в духовке
Из солёного теста можно делать с детьми полезные изделия — подставки, конфетницы. Для этого используется футлярчик от киндер — сюрприза, который превращается в бочёнок или горшочек мёда. (Демонстрация образцов).
Дети любят вырезать фигурки формочками, и расписывать их, а потом вешать на елку. Вырезать стеками по картонному шаблону. Делать бусины из соленого теста и нанизывать их на палочку, а через несколько дней эти бусины расписывать.
Приемы и способы лепки:
скатывание — процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;
раскатывание — когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма;
сплющивание — процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;
прищипывание — детали будто «выщипываются» из цельного куска;
оттягивание — прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;
заглаживание — приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками. (Раздаю памятки для родителей).
2. Практическая часть.
Мастер — класс из солёного теста.
А сейчас мы попробуем поработать с солёным тестом. Я покажу вам, как изготовить подарок — брелок «котёнок».
Задачи: показать конструктивные особенности изделий — брелоков; раскрыть связь между формой и назначением предмета.
- Катаем туловище — конус с комком фольги внутри.
- Оформляем голову котёнка; мордочка, глаза, нос, улыбка.
- Соединяем голову и туловище.
- Лепим лапки из коротких цилиндров, присоединяем.
- Прикрепляем цепочку для ключа.
Выставляю технологическую карту.
Таким образом, занятия лепкой это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.
Экспресс — выставка работ.
4. Заключительная часть.
Таким образом, занятия лепкой это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.
На прощание мне хочется сказать, что моя встреча с вами была очень приятной. А каким будет ваше мнение о нашей встрече? (Высказывания родителей).
Продолжите предложение «Я сегодня…».
|