Обоснование необходимости проекта: анализ проблемной ситуации; актуальность проекта.
Важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка имеет уровень развития мелкой моторики. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности и развития тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.
Скачать конспект
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Однако наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.
По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.
Это и определило тему моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Цель: Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Разработать и внедрить технологию нетрадиционных техник рисования;
- Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
- Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;
- Сформировать у родителей и педагогов представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- Разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования.
Этапы работы над проектом:
1 этап — начальный (сентябрь)
Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики уровня развития творческих способностей детей, выявление проб-лемы, изучение индивидуальных особенностей;
2 этап – основной (с декабря по апрель)
Основной этап предполагает апробацию различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
3 этап – заключительный (май)
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Основное содержание и методы реализации проекта.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме.
Ожидаемый результат
посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук
- обострению тактильного восприятия
- улучшению цветовосприятия
- концентрации внимания
- повышению уровня воображения и самооценки.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Сформируются навыки трудовой деятельности:
- активность и самостоятельность детей изо деятельности
- умение находить новые способы для художественного изображения
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Литература:
- Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
- Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. — СПб: КАРО, 2008.
- Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
- Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт. -сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(образовательный проект)
Ф.И.О. Клочко Наталья Николаевна
Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Этапы
|
Содержание
|
Постановка проблемы:
|
На недостаточном уровне используются формы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Низкий профессиональный уровень педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования.
Не компетентность родителей по использованию нетрадиционных техник рисования направленных на развитие мелкой моторики рук;
|
Причины:
|
Недостаточно развита у детей мелкая моторика рук. У некоторых детей отмечается плохая координация движений. Не владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Не компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования
Не заинтересовать родителей в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
|
Цель:
|
Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
|
Задачи:
|
1.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
2. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;
3.Сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
4.Разнообразить, пополнить предметно- пространственную развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
|
Методологическая основа:
|
1. Цквиария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования»
Интегрированные занятия в ДОУ, 2004.
2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения». М. ТЦ Сфера, 2006
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
5 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
|
Планируемые мероприятия, ответственные:
|
- мастер – классы (для педагогов и родителей)
- оформление выставок, газет, стендов, альбомов и др.;
- консультации для родителей;
- оформление папок- передвижек;
- информация на сайте ДОУ;
- анкетирование для родителей;
- пополнение пространственно-предметно развивающей среды.
|
Предполагаемый результат:
(дети, родители, коллеги)
|
Положительная динамика развития моторики рук, координации движений рук. Появится интерес к нетрадиционной технике рисования. Приобретут первоначальные знания и умения в использовании таких техник изобразительного искусства как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование по крупе.
Расширение знаний педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Родители имеют представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельность
|
Период реализации проекта:
|
декабрь - май
2017 – 2020 учебный год
|
Продукт:
|
- альбом для рассматриваний;
- картотека «Пальчиковые игры»;
- папка с описанием нетрадиционных техник рисования;
- папка «советы для родителей».
|
Способ презентации результатов реализации проекта:
|
- фото – отчет;
- показ презентации;
- выступление на педагогическом совете
|
|