Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Обоснование необходимости проекта: анализ проблемной ситуации; актуальность проекта.

Важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка имеет уровень развития мелкой моторики. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности и развития тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.

 Скачать конспект

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Однако наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Это и определило тему моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить технологию нетрадиционных техник рисования;
  2. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
  3. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;
  4. Сформировать у родителей и педагогов представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  5. Разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования.

Этапы работы над проектом:

1 этап — начальный (сентябрь)

Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики уровня развития творческих способностей детей, выявление проб-лемы, изучение индивидуальных особенностей;

2 этап – основной (с декабря по апрель)

Основной этап предполагает апробацию различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап – заключительный (май)

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме.

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук
  • обострению тактильного восприятия
  • улучшению цветовосприятия
  • концентрации внимания
  • повышению уровня воображения и самооценки.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Сформируются навыки трудовой деятельности:

  • активность и самостоятельность детей изо деятельности
  • умение находить новые способы для художественного изображения
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Литература:

  1. Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.
  3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
  4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
  5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
  6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
  7. Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
  10. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. — СПб: КАРО, 2008.
  11. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
  12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  13. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт. -сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
  14. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(образовательный проект)

Ф.И.О. Клочко Наталья Николаевна

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Этапы

Содержание

Постановка проблемы:

На недостаточном уровне используются формы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Низкий профессиональный уровень педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования.

Не компетентность  родителей по использованию нетрадиционных техник рисования направленных на развитие мелкой моторики рук;

Причины:

Недостаточно развита у детей мелкая моторика рук. У некоторых детей отмечается плохая координация движений. Не владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Не компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования

Не заинтересовать родителей в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Цель:

Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

2. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;

3.Сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;

4.Разнообразить, пополнить предметно- пространственную развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Методологическая основа:

1. Цквиария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования»

Интегрированные занятия в ДОУ, 2004.

2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения». М. ТЦ Сфера, 2006

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

5 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Планируемые мероприятия, ответственные:

- мастер – классы (для педагогов и родителей)

- оформление выставок, газет, стендов, альбомов и др.;

- консультации для родителей;

- оформление папок- передвижек;

- информация на сайте ДОУ;

- анкетирование для родителей;

- пополнение пространственно-предметно развивающей среды.

Предполагаемый результат:

(дети, родители, коллеги)

Положительная динамика развития моторики рук, координации движений рук. Появится интерес к нетрадиционной технике рисования. Приобретут первоначальные знания и умения в использовании таких техник изобразительного искусства как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование по крупе.

 Расширение знаний педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Родители имеют представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельность

Период реализации проекта:

декабрь   -  май 

2017 – 2020 учебный год

Продукт:

- альбом для рассматриваний;

- картотека «Пальчиковые игры»;

- папка с описанием нетрадиционных техник рисования;

- папка «советы для родителей».

Способ презентации результатов реализации проекта:

- фото – отчет;

- показ презентации;

- выступление на педагогическом совете

Просмотров: 860
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Корчагина Юлия Леонидовна. «Развитие мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования нетрадиционной техники рисования».
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Климина Оксана Владимировна. Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Зарубина Наталья Вячеславовна. Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Сотенко Людмила Васильевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях с использованием нетрадиционной техники лепки – тестопластики.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Алексеева Людмила. Мастер-класс для педагогов ДОУ 'Нетрадиционные техники рисования'
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Черных Елена Павловна. Статья (методическая разработка) Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь