Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством

Арт-терапия — исцеление искусством

В последние годы в медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран, в том числе в России, всё более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как арт-терапия. Арт-терапия как самостоятельный метод начала своё существование относительно недавно. Австрийские художники и педагоги, такие как Флоренс Кейн, Маргарет Назмбург и Генри Шефер-Зиммерн в начале XX века начали объединять собственные концепции с элементами психоанализа и применять на практике определённые методы исцеления искусством, что со временем получило название арт-терапии.

 

Сейчас арт-терапия одинаково востребована как в школьных так и дошкольных учреждениях. Зачастую эта актуальность обусловлена несколько желанием проявлять творческую активность, хотя и это очень важно, сколько получением некоего освобождения, успокоения, исцеления через искусство. Эдит Крамер известный педагог и арт-терапевт пишет: «Сегодня невозможно самостоятельно формировать окружающую человека обстановку. Я считаю, что именно этот дефицит породил скрытый голод, ощущение пустоты и страх потери идентичности, и это в свою очередь, привело к тому, что люди стремятся приблизиться к искусству, приобрести творческий опыт там где это возможно. Материнская забота и врачевание — наверное, эти качества и несёт в себе арт-терапия».

Печально известная история о маленьких узниках Терезина этому яркий пример. Известная австрийская художница и педагог Фридл Дикер оказалась вместе с сотнями дргугих евреев в концлагере. Там в жесточайших условиях, среди удушающего страха, повседневной жестокости, она занималась рисованием с детьми концлагеря, до последнего дня своей жизни помогая им через искусство примириться с неизбежной реальностью смерти. Работы, оставшиеся после терезинских детей, поражают своей витальностью, ощущением свободы, жизнестойкости и свидетельствуют о душевном здоровье. Рисунки этих детей подтверждают тот факт, что творчество сохраняет и поддерживает способность к развитию даже в самых тяжёлых обстоятельствах.

Флоренс Кейн одна из первых разработала эффективные приёмы преодоления зажатости и стереотипного мышления. Она строила свои занятия так, чтобы детям не нужно было ничего планировать и придумывать заранее, что способствовало снятию психологической блокады. Именно она является автором известного и часто применяемого упражнения каракули.

Упражнение «Каракули»

На первом этапе ребёнку предлагается нарисовать, то, что ему захочется реальный или абстрактный предмет в воздухе. При этом в «рисовании» может участвовать всё тело, не только руки, но и ноги, голова, туловище. Таким образом достигается состояние определённой свободы, развивается кинестетическое воображение. После можно предложить «нарисовать» пальцем или всей ладонью то, что получилось на спине своего соседа. Это помогает развивать тактильную чувствительность, эмпатию, снимает напряжение и эмоциональные барьеры. Затем предлагается рисовать каракули на большом листе бумаге с закрытыми глазами. При этом важно следить за дыханием оно должно быть спокойным, ровным и глубоким. Получившиеся каракули ребёнок рассматривает со всех сторон переворачивая лист до тех пор пока не увидит в них реальные предметы и образы. После этого стираются все лишние линии и увиденный образ доводиться до завершения. Довести образ до конца очень важно, так как то, что не обрело форму деморализует, питает страхи и не способствует чувству освобождения которое так важно в арт-терапии.

Ни для кого не секрет, что количество эмоционально, интеллектуально, и к сожалению психически не благополучных детей растёт в детских садах, и, следовательно, школах. Зачастую многие педагогические и психологические приёмы оказываются неэффективными, бессильными перед той или иной проблемой дисгармоничного развития ребёнка. Тогда как арт-терапевтические техники благодаря своему многообразию, обилию использования различных форм, средств художественной выразительности, чувству безопасности и отсутствия директивности которое они дают, воспринимаются, как правило, лучше детьми и, следовательно, результативность их выше. Приведу пример ещё одного арт-терапевтического упражнения направленного на развитие творческой спонтанности, развитию рефлексии и внутренней осознанности. Данное упражнение прекрасно подойдёт как детям начиная с двухлетнего возраста так и взрослым.

Упражнение «палитра настроения»

Необходимое оборудование: одноразовая детская пелёнка, скотч цветной одноразовые шприцы, пипетки, резиновые груши.

Инструкция:

Перед тобой необычное полотно для рисования — одноразовая пелёнка. Наше тело, наш разум так же как эта пелёнка впитывает различные эмоции. Некоторые из них приносят пользу, здоровье, а некоторые, такие например, как обида или гнев, разрушают нас. Попробуй сейчас в полной тишине с помощью воды и красок создать картину своего настроения. Какого цвета те эмоции которые ты сейчас испытываешь? Ты можеш сам решать какой цвет придать каждой эмоции сделать тот или иной цвет ярче или бледнее. Затем придумай название получившейся картине и оформи её в цветную рамку.

Данное упражнение хорошо подходит как гиперактивным, лёгко возбудимыми, двигательно расторможенными детям, так и с тревожным, агрессивным, застенчивым, а также детям с нарушенным интеллектуальным или речевым развитием. Это упражнение помогает настроиться на себя, свои эмоции, учиться осознавать и рефлексировать то, что происходит с нами здесь и сейчас, придавать необъяснимым вещам какую-то форму, цвет, интенсивность, может даже запах, благодаря чему повышается уровень самоконтроля у дезориентированных детей, рефлексия у детей с трудностями в осознании своих поступков (агрессивные, гиперактивные дети), чувство контроля, успокоение у тревожных, невротичных детей.

Также благодаря нетрадиционной технике рисования эта техника служит и прекрасным средством для развития моторики руки.

Это упражнение можно выполнять всей семьей, из разных кусочков склеить одну общую работу, дать ей название, пофантазировать и получить радость от совместного творчества. Такие совместные занятия объединяют, помогают лучше чувствовать друг друга.

Таким образом выполняя с ребёнком эти незамысловатые упражнения вы сможете не только сблизиться, но и помочь своему ребёнку отреагировать подавленные чувства, внутренние конфликты, развить чувство рефлексии и помочь укрепить его внутренние ресурсы.

Батищева Е.Я педагог-психолог д/с № 158 г. Тюмени

Просмотров: 737
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Фокина Мария Николаевна. Арт-терапия, как компонент здоровьесбережения и формирование положительных привычек.
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Рождественская Галина Владимировна. Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет «Арт — терапия, инновационная техника рисования линиями»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Сенченко Валентина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Кошелева Лариса Николаевна. Песочная арт-терапия в детском саду
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Онищенко Елена Васильевна. Арт – терапевтические игры-занятия с детьми раннего возраста в адаптационный период.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь