Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ

Заведующий МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда Надымского района» С.В. Силина

Внедрение в ДОУ Федеральных Государственных Образовательных Стандартов – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Сложнее всего сегодня приходится тем педагогам, которые имеют большой опыт работы в предыдущее системе образования.

 

Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, «когда педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Готовность педагогов к изменениям, диктуемым современной си-туацией развития психолого-педагогических наук и в целом общества, социальным заказом государства на ближайшие 15—20 лет — одно из важных, можно даже сказать главных, условий полноценной реализации концептуальных положений развития системы образования РФ на современном этапе. Отсюда вытекает проблема соответствия должному уровню кадров, способных полноценно работать в современной образо-вательной системе и конкурировать на рынке труда (оказания качественных образовательных услуг). Поставленные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования задачи возможно решать в полном объеме только высокопрофессиональным специалистам, обладающим достаточным уровнем общей образованности и специальных знаний, уровнем развития культуры, нравственности, интеллекта, творчества, социальных качеств и пр.

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Структура профессиональной компетентности:

  • когнитивный компонент — включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук
  • деятельностный компонент — профессиональные умения и опыт
  • личностный (профессионально-личностный) компонент — личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

  • Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах
  • исследовательская, экспериментальная деятельность
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • различные формы педагогической поддержки
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов [7]. Повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.

Воспитатель 21 века – это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

По мнению Л.Н. Атмаховой развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ способствует деятельность методической службы, функционирующая во взаимосвязи трех управленческих уровней с соответствующими структурными компонентами: планово-прогностическим (научно-методический совет), организационно-деятельностным (инвариантный блок программы: предметно-педагогические циклы и методические секции и вариативный блок программы: творческие мастерские и научно-методические коллективы) информационно-аналитическим (экспертная комиссия). Методическая служба, в процессе организации своей деятельности целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов» [1].

Задача методической службы ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Основные задачи методической работы:

- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

- включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.

- повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

- организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.

- обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.

- организация работы по изучению нормативных документов.

- оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).

- оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Предметом методической деятельности является методическое обеспечение образовательного процесса.

Процесс методической работы в ДОУ может рассматриваться как система взаимодействия субъекта и объекта. Педагогический состав ДОУ выступает в этом процессе не только его объектом, но и субъектом, поскольку процесс методической работы лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения педагога как профессионала. Более того, процесс методической работы руководства ДОУ с педагогическим коллективом преобразует не только педагогов, но и организаторов этого процесса: старшего воспитателя, непосредственного руководителя ДОУ, воздействуя на них как на личности и как на профессионалов, развивая в одни качества личностные и профессиональные качества и подавляя другие.

Таким образом, методическая работа в ДОУ объединяет объект, субъект и предмет.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Итак, методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Необходимо выделить её задачи: управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Отметить, что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Список используемой литературы

  1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Л.Н. Атмахова. – М., 2006. – 21 с.
  2. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 07 / И.Н. Асаева. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
  3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  4. Зволейко Е.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров специальных психологов / Е.В. Зволейко // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика и психология. – 2013. Т. 1. – № 33. – С. 50-57.
  5. Кротова Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Т.В. Кротова. – М., 2005. – 18 с.
  6. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. — М., 2012. — 380 с.
  7. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. — №6. — С. 70 -78.
  8. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. — М., 2009. — 109 с.
  9. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М., 2011. — 152 с.
Просмотров: 649
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Ивлева Оксана Николаевна. Использование ИКТ для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Исаева Ольга Сергеевна. Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Управление методической работой в ДОУ»
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Ахунзянова Альбина Вазиховна. САЙТ ДОО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
  • Холошенко Юлия Геннадьевна. Название методической разработки: «Использование технологии коллекционирования в практической профессиональной деятельности»
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. «Понятия мотивации и стимулирования педагогической деятельности в системе методической службы»
  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Инна Владимировна Смолянова. Презентация 'Организация методической работы'
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Трушина Елена Юрьевна. Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь