Автор: Корчагина Светлана Александровна
То, что я услышал – я забыл, То, что я увидел – я помню, То, что я сделал – я знаю. Китайская народная мудрость
В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.
Современный рынок труда предъявляет новые федеральные государственные требования как к профессиональным знаниям, так и к общей гуманитарной подготовке педагогов.
Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога является постижение им педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.
Только человек, осознающий себя носителем определённых профессиональных, культурных и иных ценностей, способен адекватно выбирать глобальные цели своей деятельности и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению. Но, для того чтобы в процессе общего образования и информативного развития личность ребёнка сформировалась, необходимо, чтобы рядом был педагог.
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы формирования профессиональных умений и навыков на фоне высокого уровня педагогической культуры и мастерства педагога, дающих ему возможность проявить педагогическую эрудицию, выразить своё педагогическое кредо, определённым образом сконструировать систему взаимоотношений с воспитанниками, коллегами по работе.
В настоящее время, в связи с выходом ФГТ, прослеживается тенденция переосмысления программ дошкольного образования, форм организации методической работы в ДОУ. Необходимы активные формы работы педагогов, в которых повышалась субъективная позиция воспитателя, как активного участника процесса.
Для достижения поставленных результатов в рамках нашего ДОУ проводиться методическая работа в самых различных формах: упражнение, тренинговое занятие, семинар, семинар-практикум, анкетирование, тестирование, дискуссия, круглый стол, самопрезентация, театрализованная постановка, деловая и ролевая игра и пр..
Данные формы позволяют педагогам не только «услышать», но и «увидеть» и «сделать», что в свою очередь ведёт к более прочному усвоению полученной информации, умению применять усвоенные знания в жизни, положительному изменению поведения в педагогической деятельности, что в свою очередь ведёт к повышению профессионального и личного статуса педагога.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении — важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становиться потребностью узнать что — то новое, научиться делать то, что они еще не умеют, с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования.
Современный воспитатель- это профессионал, умеющий решать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
- Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ (диагностические задачи);
- Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования;
- Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ;
- Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ);
- Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Только с помощью методической работы — системы взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, возможно повышение качества и эффективности учебно — воспитательного процесса.
Таким образом, именно, активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность педагога.
Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений, навыков, способствующих активизации учебно — познавательной деятельности.
Использование нетрадиционных, активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, повышает компетентность, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Данная (выстроенная) система форм методической работы помогает:
- Учитывать конкретные особенности разных педагогов;
- Учитывать требования по реализации ФГТ;
- Активному включению педагогов в творческую деятельность;
- Педагогам приучатся к самостоятельной работе, развивать инициативу;
- Стимулирует педагогов на проявление лидерских качеств, на желание показать свои успехи и достижения.
|