Зуева Татьяна Владимировна – старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 28»
Профессиональное образование сегодняшнего дня ориентировано на компетентностную модель профессиональной подготовки специалистов. Эта тенденция определена современными нормативными документами: Федеральными государственными образовательными стандартами, Профессиональным стандартом педагога и связана с объективной необходимостью достижения нового уровня качества деятельности всех специалистов системы образования, включая дошкольных работников, т.к. дошкольное образование впервые признано полноценным уровнем в системе общего образования.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ основной обязанностью педагогических работников является осуществление деятельности на высоком профессиональном уровне. [17]
В такой ситуации повсеместное повышение квалификации педагогов, работающих в системе образования, а также скорейшее обновление кадрового состава дошкольных педагогов, становится просто необходимым, поскольку «качество системы образования не может быть выше уровня работающих в нем учителей». [5]
Пока же можно констатировать своеобразный «кадровый дефицит» специалистов-дошкольников, имеющих достаточный уровень профессиональной компетентности для реализации государственной стратегии в полной мере. Большинство педагогов проявляют неготовность к работе в новых условиях (имеют стереотипы, недостаточно владеют знаниями современной педагогики и психологии), ориентированы на реализацию программы, а не на развитие каждого воспитанника. Многие из них не владеют способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; в работе с семьями склоняются к реализации форм, затрудняются в мониторинге, планировании, применении развивающих технологий и т.п. На сегодняшний день достаточно много воспитателей, не имеющих специального дошкольного образования.
Поэтому решение проблемы профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций является приоритетной задачей методических служб, с учетом реальной ситуации на местах. Это также и личная задача каждого педагога, работающего в детском саду, ответственного за свое самообразование.
Вот об этом едва ли не самом главном ресурсе в общей системе повышения квалификации педагогов нам хотелось бы изложить в статье, опираясь на собственный опыт в этом направлении.
Первым шагом в нашей работе стало изучение научно-методической литературы и анализ различных подходов ученых к проблеме профессиональной компетентности.
Рассмотрение сущности проблемы обращает нас к ее ключевому понятию: «профессиональная компетентность». В переводе с латинского, competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, competent (франц.) — компетентный, правомочный [13]. В различных энциклопедиях и словарях (В. И. Даля, С.И. Ожегова, С.И. Ожегова и Д.И. Ушакова, Н.Ю. Шведовой, Большой советской энциклопедии, Российской педагогической энциклопедии и др.) понятие «компетентность» определяется по-разному: 1) это знание, знающий, осведомленный; 2) морально-психологическое состояние человека; 3) качество личности: авторитетный, надежный, заслуживающий доверия и т.п. [7]
Ориентация на подготовку компетентностного педагога является тенденцией последнего десятилетия, и в научной литературе описаны различные авторские концепции и подходы и к определению сущности понятия, и к структуре профессиональной педагогической компетентности, и к ее формированию. Приведем данные ряда исследований относительно структуры и содержания профессиональной компетентности педагога, которая, по мнению различных ученых, составляет:
- единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин) [8]
- гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения (JI. M. Митина)
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н. Ф. Талызина, Р.К. Шакуров и др.)
- интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, требованиями (A. C. Белкин, С.М. Годник, Г.А. Козберг, и др.)
- систему профессиональных знаний, умений, психологических позиций, установок, требуемых профессией, личностные особенности обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями (А. К. Маркова) [10]
- обладание знаниями, качествами, возможностями исполнять свои обязанности, функции, полномочия (А. С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Нестеров, Н. Хомский, О.Н. Шахматова и др.).
Данный перечень может быть значительно дополнен и продолжен. Однако анализ всех подходов показывает, что понятие «профессиональная компетентность» может рассматриваться как интегративное образование личностных качеств, профессиональных знаний и способностей. И система методической работы, по нашему убеждению, должна быть направлена на развитие личностной «Я-концепции», профессиональных знаний и умений каждого педагога, работающего с детьми.
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с ведущими нормативно-правовыми документами (ФГОС ДО), должна быть направлена на полноценное развитие воспитанников в условиях реализации пяти образовательных областей. В частности, познавательное развитие детей дошкольного возраста, по мнению авторов ФГОС ДО, решает следующие важнейшие задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Наблюдения за профессиональной деятельностью воспитателей показали имеющиеся проблемы в осуществлении образовательного процесса познавательного развития детей: пресечение познавательной активности и инициативы ребенка, сложность в организации мотивационного и проектировочного этапов исследовательской деятельности, отсутствие ориентира на зону ближайшего развития воспитанников.
Анализ имеющихся у педагогов МАДОУ «Детский сад № 28» трудностей в создании условий для эффективного познавательного развития воспитанников, организации познавательно-исследовательской деятельности, в которой ребенок выступал бы ее субъектом, актуализировал задачу методической службы в повышении психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольного учреждения именно в этом направлении.
Целью методической работы с педагогами стало повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах познавательного развития воспитанников.
В соответствии со структурой профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования были поставлены следующие задачи:
- Способствовать развитию общего кругозора воспитателей об окружающем мире, ценностно-смысловой ориентации в нем.
- Совершенствовать знания воспитателей о нормативных документах по дошкольному образованию, содержании образовательных программ, методиках и технологиях познавательного развития воспитанников.
- Обеспечить развитие исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных, рефлексивных способностей педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
В основу работы с педагогическими кадрами был положен системный анализ уровня саморазвития педагогов с использованием анкет и тестов: «Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов», «Лист самооценки педагога», «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы») и др.
С целью выявления профессиональной компетенции педагогов по познавательному развитию был проведен блиц-опрос, в котором педагогам было предложено ответить на такие вопросы, как «Что такое познание?», «Перечислите формы работы с детьми по познавательному развитию», «Определите основные пути работы воспитателя по развитию познавательной мотивации воспитанника» и т.д.
Систему методической работы мы построили как целенаправленную деятельность по развитию профессиональных умений педагогов:
- в выборе эффективных мотивов организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;
- в постановке значимой цели, использовании эффективных средств и методов ее организации;
- в осуществлении конструктивного для всех субъектов сотрудничества общения;
- в оценке полученного результата как развития опыта взаимодействия ребенка с миром.
Определив семантическое поле изучаемой проблемы, в ходе семинаров с педагогами мы уделили внимание изучению следующих теоретических положений:
- закономерности познавательного развития воспитанников;
- эффективные приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью детей;
- организация проектной деятельности, детского экспериментирования и других эффективных форм организации совместной деятельности детей (акции в природе или социуме, кружковая работа, создание мини-музеев и др.);
- организация разновозрастных сообществ – детских объединений по различным направлениям деятельности (коллективные работы, совместные конкурсы, встречи с «интересными» детьми, оформление групп к праздникам).
В рамках реализации годового плана работы учреждения консультации «Познавательное развитие дошкольников в процессе детского экспериментирования», «Экспериментальная (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника» способствовали повышению знаний педагогов в вопросах организации деятельности экспериментирования с дошкольниками, её достоинствах в познавательном развитии детей.
Повышению уровня теоретической и практической подготовки педагогов способствовали также организация и проведение семинаров и семинаров- практикумов. В ходе практического семинара «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс» воспитатели овладели профессиональными умениями, направленными на развитие познавательной деятельности дошкольников. Знания, приобретенные на семинаре и консультациях, педагоги смогли продемонстрировать в ходе открытых показов непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми и других разнообразных форм работы с детьми по познавательной деятельности.
На презентации инновационного педагогического опыта воспитателями были представлены дидактические игры и пособия по развитию познавательного интереса у дошкольников: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка», «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и другие.
В ходе коллективного обсуждения отмечали, что совместную деятельность (в том числе познавательно-исследовательскую) необходимо рассматривать и организовывать как деятельность с присущим ей, как любой другой деятельности компонентами: цель (мотив) — предмет – средства – действия – результат. Очень важным является понимание того, что каждый компонент совместной деятельности от цели до результата следует формировать совместно. Так должна оформляться совместно (педагогом и детьми) принятая цель, совместное обсуждение действий и т.д.
Развитию проектировочных и исполнительских умений по постановке педагогами действенных мотивов, выбору соответствующих поставленной цели видов детской деятельности способствовали решение разнообразных педагогических ситуаций, деловые игры, анализ различных отрезков рабочего дня воспитателя.
Особое внимание уделяли отработке у воспитателей эффективных методов включения в совместную деятельность с детьми. Через ролевые игры, практикумы актуализировали использование педагогами в работе определенных методов, которые будут способствовать становлению субъектной позиции ребенка. Это: поддержка и одобрение, создание ситуации успеха, выстраивание перспектив, методы открытого диалога, свободного выбора, коллективного анализа и оценки, «мозгового штурма», самоанализа и самооценки, импровизации и др. В изучении данных методов подчеркивали их значимость, как для организации процесса, так и для оценивания ребенком результата своего вклада в общее дело.
В ходе мастер – класса «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей» опытные педагоги путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности поделились опытом работы по проведению экспериментов.
Одним из методов, наиболее способствующим развитию детской познавательной активности, является метод проектов. По определению Е.С. Полата, проектная деятельность представляет собой совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для них и оформленной в виде конечного продукта [12 ]. В связи с этим нами был проведен мастер-класс «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста», целью которого было познакомить педагогов с проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности детей.
В итоге нашей работы мы отметили положительные результаты у 82% педагогов по организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми, а именно: использовании эффективной мотивации, создании действенных условий для постановки ребенком собственной цели, развитии организационных, коммуникативных и аналитических умений. Наблюдения за образовательным процессом подтвердили наличие у данных воспитателей равноправной позиции взрослого как партнера совместной деятельности с детьми.
Немаловажным фактом считаем позитивную динамику в развитии достижений воспитанников при освоении основной образовательной программы. В рамках рассматриваемой темы можем отметить перенос детьми усвоенных знаний и представлений из совместной деятельности со взрослыми, в сотрудничество со сверстниками и, наконец, в самостоятельную деятельность. Наблюдения за ходом совместной деятельности взрослого и детей показали следующие положительные тенденции по познавательному развитию воспитанников:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (80%);
- формирование познавательных действий, становление сознания (76%);
- развитие воображения и творческой активности (71%);
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (83%);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (95%).
Таким образом, с учетом вышеназванных позитивных моментов, проблему развития у педагога умений организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми считаем актуальной для изучения на современном уровне развития системы дошкольного образования.
Список литературы:
- Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.
- Атмахова Л., Новые подходы, квалификация, мастерство. Ж-л «Дошкольное воспитание» № 3, 2008 г. стр. 15.
- Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. — 264 с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — М.: Речь, 2005. — 128 с.
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. (компания «McKinsey»)
- Белухин Д.А. “Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций” ч.1-2, Воронеж, 1996 г.
- Владимир Даль Толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо, 2009. – 736 с.
- Комиссарова Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: Дис. кан. пед. наук. – Челябинск, 2003.
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. 2012. — 80 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996., с. 9.
- Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — 2009. — №8. — С. 46-48.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Палат – М., 2000
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1630 с.
- Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. — 143 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014., 32 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48, п.1. 1.
- Цветкова Г.В., Ястребова Г.А. Профессиональный стандарт педагога. – М.: Учитель, 2015. – 40 с.
|