Сивушкина Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ №17 г.Апатиты
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов, помогать развитию познавательной активности детей.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.
Использование современных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и одной из наиболее эффективных является детское экспериментирование.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим.
В этой деятельности ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач в области познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира… [2, с. 7]
Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ №17 г.Апатиты, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, особое внимание уделяем всестороннему развитию личности каждого ребенка,
способствуем расширению представлений детей об окружающем мире, формируем элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, т.е. развиваем познавательную активность дошкольников с помощью экспериментальной деятельности.
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:
Образовательные:
- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формирование способности самостоятельного исследования предметов;
- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, магниты).
Развивающие:
- совершенствование мелкой моторики и координации движений;
- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- развитие внимания и памяти;
- развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения следовать поручениям взрослого.
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении нашей группы создан центр экспериментирования. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением.
Материальная база опытно-экспериментального центра:
- природные материалы: шишки, песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки, перья;
- другие материалы: образцы тканей, бумаги;
- игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- приборы: магниты, линзы, зеркало, линейки;
- сосуды: стаканы, миски, баночки;
- медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
- вещества: соль, сахар, крупы, мыльные пузыри;
- фартуки, косынки.
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте.
Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
- Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
- Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
- Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Например, в начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.
В своей практике применяю такие формы работы: наблюдение, целевая прогулка, рассматривание, опытническая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, развивающая игра, игра — эксперимент, рассказ, беседа, проблемная ситуация.
Подборка практических занятий по видам экспериментирования
Иллюстративное экспериментирование • «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.
- «Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка.
- «Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице.
- «Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку.
- «Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговичков.
Поисковое экспериментирование • «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.
- «Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом.
- «Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса).
- «Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком.
- «Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней.
Решение познавательных задач • «Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами.
- «Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках.
- «Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка.
- «Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке ( «Падает снег», «Листопад», «Дождик"
Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта.
Моя практика показывает, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, оказывает позитивное влияние на развитие познавательного интереса дошкольников к окружающему миру и природе. Результаты проводимой работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение правильно строить свои ответы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими);
- знания детей о живой и неживой природе.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании".
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 7 с.
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2014. – 130 с.
- Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». М.: Издательство Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 208 с.
- Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //infourok. ru/eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-3163324. html (Дата обращения 18. 11. 2019г.)
- Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //multiurok. ru/files/statia-detskoe-eksperimentirovanie-kak-metod-pozna. html (Дата обращения 19. 11. 2019г.)
|