Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.

Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.

Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Данный вид деятельности основан на поисковой активности, под которой подразумевается о поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковую активность также называют исследовательской активностью – естественное состояние каждого ребенка, направленное на познание мира.

Эксперименты – увлекательные занятия, развивающие любопытство, любознательность, творческое мышление, инициативность и самостоятельность, целью которых является преобразование вещей и процессов.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

 

Экспериментирование обладает большими воспитательными и развивающими возможностями, в процессе которого у детей могут сформировать реальные представление обо всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания.

Каждый ребенок по своей природе исследователь, поэтому данный метод очень любим и интересен дошкольникам. С помощью опытов детям удается по-новому открыть окружающий мир, через опыт личных переживаний, ощущений, через действия.

Н.Н. Поддъяков, говоря об экспериментировании, считает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение результатов творчества, на поиск новых форм взаимодействия с другими людьми. Детское экспериментирование является стержнем любого вида творчества. В нем наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов. Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики.

Детское экспериментирование определяют как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества предметов и объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (О. М. Дъяченко, Н.Е. Веракса).

По мнению М.И. Лисиной детская экспериментальная деятельность – успешный путь знакомства с окружающим миром, эффективный способ развития интеллектуальных процессов. Опыты, которые проводят дети, дают возможность объединить в себе все виды экспериментальной деятельности. Инициатива по организации экспериментов делится между педагогом и детьми.

Экспериментальную деятельность можно разделить на два этапа:

  1. Активность исходит от самого ребенка (ребенок сам исследует, пробует объект, ставит перед собой цель, ищет способы её достижения).
  2. Исследовательская деятельность организуется взрослым (дети получают те результаты, которые им заранее определили взрослые).

При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности, осваивать действия рекомендуется в следующей последовательности:

– Действие показывает педагог,

– Затем поручается выполнить действие кому-то из детей, при этом необходимо, чтобы это ребенок не умышленно допустил ошибку, что повлечет за собой концентрацию внимания на ошибке,

– Воспитатель может осознанно совершить ошибку, чтобы это заметили дети,

– Ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие,

– И только потом, для возможности контроля каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.

Исследователи выделяют следующие виды экспериментов в ДО: демонстрационное наблюдение – один объект наблюдения, который находится у воспитателя, который демонстрирует его детям. Эксперимент проводит воспитатель, дети являются только наблюдателями. Дети сами хотят стать участниками эксперимента, поэтому такой метод эффективен только когда есть опасность для них. Другим видом является – фронтальное наблюдение – когда есть несколько объектов, и они находятся в руках детей.

Для развития любознательности педагоги используют следующие виды экспериментов: по характеру объектов выделяют опыты с растениями, животными, с объектами не живой природы; по количеству детей – 10 человек; по месту проведения – в групповой, на площадке, у водоема; по причине их проведения – запланированные, случайные; по характеру включения в педагогический процесс – эпизодические, систематические; по месту в цикле – первичные, вторичные, заключительные, итоговые; по характеру мыслительных операций – констатирующие; по способу применения в аудитории – демонстрационные, фронтальные.

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений: случайные — подготовки не требуют; запланированные начинаются с выбора объектов, постановки задач.

Педагоги должны всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не выпускать из поля зрения тех детей, которые работают медленно, им нужно помочь и дать время. После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

Таким образом, экспериментирование является важным средством развития любознательности ребенка. Эксперименты привлекают детей с самого рождения, они все хотят быть маленькими исследователями. Поэтому педагоги в работе с детьми стали активно использовать экспериментирование. Для того чтобы заинтересовать детей, сформировать определенные знания и представления во время экспериментов педагог должен тщательно подготовиться и правильно организовать деятельность детей.

Просмотров: 479
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Назарова Елена Владимировна. Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ. «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
  • Борисова Наталья Дмитриевна. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Ишуева Лиля Рустамовна. Презентация 'Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника'
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Упорова Елена Игоревна. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Карнаева Елена Александровна. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА «Воздух и его свойства»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь