С раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно любознательным и активным является ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования.
Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и продуктов детского творчества.
Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой; у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного; формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видов деятельности и все стороны воспитания. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.
С целью изучения физических свойств магнита, определения областей применения его в повседневной жизни, развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и явлениями был разработан и реализован познавательно-исследовательский проект «Удивительный магнит» с детьми среднего дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с понятием «магнит», с удивительной способностью магнита притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды, важной задачей педагогов было обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей в экспериментально-исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате оборудован уголок экспериментирования. Изготовлены разнообразные игровые пособия, атрибуты для игр-опытов с магнитами. В группе отведено место, где разложены магниты и дидактические игры «Волшебная сосуд Алладина», «Морская регата», «Гонки автомобилей», «Катание с горки», «Цветы и бабочки», «Полет в космос» и др. Был разработан цикл бесед, картотека игр, опытов с магнитами.
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Дети с огромным интересом, подолгу могут играть, рассматривать, думать, рассуждать, экспериментировать с предметами, делать выводы. Расположение игр в группе обеспечивает свободный доступ детей к находящимся там материалам, тем самым детям самостоятельно предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, что способствует воспитанию уверенности в себе, развитию эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.
В ходе реализации проекта дошкольники приобрели способность осуществлять экспериментирование, получили знания и представления о магните и его свойствах, освоили первичные навыки проектно-исследовательской деятельности, самостоятельно научились организовывать и проводить игры-опыты с магнитами, расширили речевую и познавательную активность.
Мы не стремились преподнести готовые истины, готовые выводы и обобщения, а предоставили ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить и получать какой-либо результат. Практика показала, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.
Литература
- Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию/А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 31.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. — 128 с.
- Методика детского экспериментирования/ Под ред. Л.В. Рыжовой. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 208 с.
Ягудина Светлана Михайловна,
воспитатель МБДОУ д/с №74 «Филиппок»
г. Сургут, Тюменская область ХМАО-Югра
|