Юденко Валентина Николаевна. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Юденко Валентина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Снежинка" комбинированного вида" города Северодвинска

Современные дети живут в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни. Сегодня от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, быть активным, самому уметь добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно, перспективно и творчески.

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п. 1.4. 7.). Познавательное развитие дошкольников, согласно данному стандарту, «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

В дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Познавательная активность имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире, она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.

Образовательный процесс в детском саду ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и речь, обогащается сенсорный опыт, развиваются различные способности ребенка. В организации познавательной активности важным условием является создание такой «атмосферы» вокруг каждого ребенка, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило ему стать социально активным.

В настоящее время для эффективного развития познавательной активности дошкольников педагоги используют разнообразные направления, формы, методы и средства, например, такие как:

  • экспериментирование
  • проектная деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии
  • элементы ТРИЗ-технологии

- коллекционирование.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединенных общностью темы), представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение коллекционированию: «это деятельность, в основе чего лежит собирание, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов».

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать
  • активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти
  • обогащение знаний и представлений об окружающем мире
  • развитие поисковой и исследовательской деятельности

- развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Следует также отметить, что собирание коллекций положительно стимулирует и эмоциональное состояние детей, развивает их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащает способы ознакомления с окружающей действительностью. Кроме того, у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.

В нашей группе к процессу коллекционирования приступили после проведенного игрового досугового мероприятия «Волшебные фантики». Для данного мероприятия нужно было собрать большое количество разных фантиков от конфет. К сбору привлекли и наших воспитанников. Детей это очень заинтересовало, они так увлеклись, что и после мероприятия приносили фантики не только от конфет и шоколадок. Так сбор фантиков превратился в настоящий процесс коллекционирования.

Данный процесс коллекционирования проходил поэтапно.

На I этапе провели с воспитанниками беседы о том, что такое коллекционирование и какие виды коллекций бывают. Выделили три вида коллекций:

  1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и их родители.
  2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
  3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Далее, продолжая сбор фантиков для коллекции, вместе с родителями воспитанников искали информацию в энциклопедиях по истории возникновения фантиков, их назначения, внешнего вида и материала изготовления. Собранные фантики хранились в большом контейнере. Дети с удовольствием рассматривали фантики от конфет и шоколадок, все вместе обсуждали, чем фантики отличаются, какой им больше нравится, какие фантики принесли они, а какие они видят впервые. По вечерам смотрели презентации и видеоматериалы по истории создания фантиков, по технике изготовления фантиков.

На II этапе продолжили сбор фантиков. Большинство фантиков рассортировали, разложив по коробочкам, чтоб удобнее было их рассматривать, сравнивать. С фантиками, которых у нас накопилось очень много, придумывали игры в парах и коллективные, использовали фантики в сюжетно-ролевых играх и в счетной деятельности. В продуктивной деятельности: в рисовании сами придумывали дизайн фантиков, в аппликации использовали фантики в создании композиций. Даже придумали сочинять сказки и рассказы по фантикам.

На III заключительном этапе коллекция фантиков постоянно пополняется. Храним ее в специальных магнитных альбомах. Дети продолжают придумывать разные игры с фантиками. Активное участие в коллекционировании принимают и родители наших воспитанников. Провели для них следующие мероприятия:

  • совместный семейный досуг «Новогодние хлопоты» (изготовление елочки из фантиков совместно с родителями)

- мастер – класс для детей и родителей «Аквариум» (из фантиков).

О своей коллекции воспитанники с удовольствием рассказывают и показывают содержимое детям из других групп детского сада.

Наряду с коллекцией фантиков у нас есть небольшая коллекция игрушек из киндер – сюрпризов, камешек и ракушек, которую начали собирать по инициативе детей и которую планируем пополнять и дальше.

В частых совместных беседах с детьми выяснили, что многие в семьях собирают свои коллекции, например, модели машинок, динозавров. С целью обмена опытом между семьями и развитию детской познавательной активности планируем в ближайшее время провести детскую конференцию, где дети могут рассказать о своей семейной коллекции.

В настоящий момент появились новые идеи для коллекционирования. В ходе очередного совместного обсуждения дети предложили собирать фигурки мышек. И вот уже у нас появились несколько предметов будущей коллекции. Общим мнением решили организовать место для них на подоконнике, попросить пап сделать для них домик, а какой именно дети сами придумают и нарисуют.

Подводя итог нашей деятельности по детскому коллекционированию отметим: данное общее дело оказывает положительное влияние на сплочение детского коллектива, дети с удовольствием вместе рассматривают предметы коллекции, совместно обсуждают новые идеи, составляют планы. Повысилась познавательная активность детей, они стремятся больше узнать об окружающей действительности. Замечательно, что двое неуверенных детей тоже приобщились к сбору коллекции и стали участниками совместных бесед. Большую помощь оказывают родители воспитанников, особенно после того, как видят детскую заинтересованность и повышенную познавательную активность детей к окружающему миру.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Процесс коллекционирования обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.

Просмотров: 436
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Редактор. Новогодние поделки - шарик из конфетных фантиков
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Загайнова Татьяна. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Малышкина Галина Александровна. Познавательная активность дошкольников и определение уровней её развития
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Морозова Евгения Александровна. Педагогический проект Развитие познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования
  • Евдокимова Юлия Юрьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь