АВТОР: Трушина Елена Юрьевна
Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ — компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом.
С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образо-вательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Каким должен быть современный педагог на этапе внедрения ФГОС ДО? Педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора образовательной деятельности с использованием информа-ционно-коммуникационных технологий.
Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с исполь-зованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компью-терная техника с ее возможностями.
Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация ви-деофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.
Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящи-мися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пере-смотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии)
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов)
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, обществен-ный, экологический тип мышления).
Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую совре-менные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.
Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости ак-тивного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения.
При этом проведенное нами анкетирование показало, что большинство педагогов — 71% (5 человек) имеют достаточный низкий уровень владения навыками работы на компьютере.
Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с воспитателями позволило выявить ряд противоречий:
- неподготовленность педагогов и актуальная необходимость использования информационных технологий в педагогической деятельности;
- потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в МБДОУ;
- желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе использования информационных технологий;
- возрастающие требования к качеству профессиональной деятельности педагога и неготовность его к организации эффективного образовательного пространства;
- потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокий уровень эффективности процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующие модели повышения квалификации, направленные на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходи-мость организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение информационных технологий в их практической деятельности.
Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспи-тательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:
- Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
- Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
- Определение эффективности разработанной системы методических ме-роприятий.
В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов. Для этого мы использовали следующие методы: тестирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий, как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
- Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности – 71% педа-гогов. Педагоги, представляющие данную группу, не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация к данной деятельности у них отсутствует.
- Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 22% педа-гогов. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
- Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – 7% педагогов. Более того, у данного педагога высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Второй этап нашей деятельности был направлен на разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
Опираясь на осуществленный нами анализ исследований по обозначенной проблеме (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), в частности,
определение ими уровней ИКТ-компетентности: базовый и предметно-ориентированный уровень; базовый, общий, профессиональный; базовый, углубленный, профессиональный, нами были спроектированы этапы, по организации системы консультативной методической поддержки педагогов по формированию у них ИКТ- компетентности.
I этап – базовая подготовка (ИКТ-грамотность). Предполагает:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических воз-можностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
II этап – общая подготовка (ИКТ-умелость). Направлен на:
- овладение методическими приемами использования ИКТ в образова-тельном процессе;
- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
- овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.
III этап – полная ИКТ-компетентность. Соответствует решению сле-дующих задач:
- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
- изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
- участие в формировании сетевых педагогических сообществ.
При разработке системы методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов нашего МБДОУ мы исходили из того, что сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа Intel "Обучение для будущего" (Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал) являются направляющим вектором развития ИКТ-компетентности педагогов. Использование подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому) педагога, особый диапазон трудности заданий, с которыми он сам справиться в данный момент не может, но может справиться с помощью тьютора и коллег.
В целях повышения ИКТ – компетентности педагогов нами были опре-делены такие формы работы с педагогами как собеседования, инди-видуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению пре-зентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.
Так, первый этап подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, — связан с формированием их базовой информационной компетентности. На втором этапе подготовки данные педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, ока-зание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный про-цесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.
При этом педагогическое управление было ориентировано на содей-ствие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для НОД мероприятий с использованием ИКТ.
В целях продвижения информационных технологий в МБДОУ нами были проведены конкурсы компьютерных презентаций «Моя группа», электронных методических материалов и презентаций для НОД, информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher. Кроме того, творческой группой педагогов МБДОУ под руководством старшего воспитателя были разработаны и апробированы разные виды совместной деятельности с детьми, ориентированные на использование мультимедийных презентаций. На основе активного использования Интернет ресурсов, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями.
Результатом нашей деятельности явилось создание в МБДОУ электронного банка данных и методической библиотеки.
Проведенное по итогам реализации разработанной системы мероприя-тий, направленных на повышение ИКТ педагогов показало положительную динамику в уровне сформированности их ИКТ-компетентности:
- у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
- повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности. 26% педагогов достигли высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности. Большинство же педагогов — 74% педагогов отвечают среднему уровню ее развития. При этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, и т. д.), владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, умеют разрабатывать НОД с использованием информационных технологий, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
- 54% педагогов активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
- 26% педагогов принимают участие в работе сетевых педагогических сообществ.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов и возможности ее реализации не только в условиях функционирования нашего МБДОУ, но и в более широкой сети дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей — от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в само-образовании.
Список используемой литературы
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М., 2005.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. 2009. №12
- Колодяжная Т.П. Управление современным ДОУ: Практическое пособие. Ростов на/Д., 2002
- Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса на основе совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие. Барнаул, 2009
Автор: Трушина Елена Юрьевна Место работы: МБДОУ детский сад № 76 должность: старший воспитатель место жительства: Нижегородская область, г. Нижний Новгород
|