Кучер Зоя Анатольевна. «Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»

«Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»

Подготовила: музыкальный руководитель Кучер Зоя Анатольевна МБДОУ – Д/С №11 ст. Андреевская

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

 

Скачать конспект

Научная новизна и теоретическая значимость состоят: в выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании; адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики; определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками; обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

Практическая значимость. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

Музыкальным руководителем ДОУ разработаны и апробированы занятия с использованием мультимедийных презентаций, флеш – игры к музыкально – дидактическим играм на развитие тембрового слуха.

В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:

  • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
  • существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
  • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
  • развить интегративные качества дошкольника.

И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Угадай кого встретил колобок?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Музыкально – дидактическая игры

«Определи инструмент»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…

Ход игры:

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время.

«На чём играю?»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Детям раздают несколько карточек (3 — 4). Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделённой на 4 – 6 квадратов, даётся изображение различных инструментов (4 – 6). маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребёнку дают по одной большой карте и 4 – 6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Презентация на игру «На чем играю?»

«Музыкальные загадки»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек. Игра проводится в свободное от занятий время. Презентация на игру «Музыкальные загадки». Презентация к игре «Музыкальные загадки»

Как работать с презентацией?

  • Ребенок не видит изображения, но слышит соответствующий звук. Он угадывает, что звучит.
  • По щелчку мыши ребенок видит ответ.
  • Переход от слайда к слайду проходит по щелчку мыши.

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования». Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка — дошкольника.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность.

Как же разобраться, есть ли у малыша особые музыкальные способности или нет? Отдавать его в музыкальную школу или лучше пускай плавает в бассейне или изучает основы боевых искусств?

Для начала, давайте разберемся с понятием «музыкальный слух». Это способность человека целостно и активно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. Слушая музыку, человек воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски и интонации.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Представление опыта работы по использованию современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Шишигина Жанна Евгеньевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД по образовательной области «Физическая культура»
  • Пастушкова Наталья Григорьевна. Авторский конспект образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по познавательному развитию (ФЭМП) для детей II младшей группы Тема: «Антошкин огород»
  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Татьяна Беспрозванных. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. «Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»
  • Халиулина Румия Абдулахатовна. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Николина Татьяна Анатольевна. Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством информационно — коммуникационных технологий»
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
  • Кузнецова Ольга Васильевна. Проектная работа «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
  • Сироижко Анжелика Александровна. Физкультурный досуг с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей 4-5 лет «Зимние спортивные игры»
  • Наталья Куликова (С. Частые). Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Тема: «Путешествие в страну Витаминию»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Беленькова Елена Анатольевна. Конспект музыкального занятия в старшей группе «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Волшебные нотки здоровья» Старший дошкольный возраст.
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
  • Митякова Елена Александровна. Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
  • Сивкова Ирина Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОО
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Грачева Анна Михайловна, Шамсутдинова Елена Мусавировна. Использование средств ИКТ и музыкально-творческой деятельности в коррекционной работе с детьми 6-7 лет с ФФНР.
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Бужинаева Татьяна Геннадьевна. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
  • Ирина Шотт. «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Руденко Ирина Юрьевна. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
  • Юлия Василенко. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь