Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 "Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ Подготовила: Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ №12 Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления. Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий». Реализуя поставленную мною цель:
Скачать презентацию
использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач: повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ; использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ; переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам. В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области «Музыка» и «Художественное творчество». Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий: . психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; . возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях. Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей. Какова же актуальность использования ИКТ в образовательной области «Музыка»: Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников; создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность. Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ: Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест) Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (например: лучшие детские работы - в телевизор)
Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.
В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.
«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность
Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?
Компьютер это –
Наглядное пособие
Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
Средство подготовки выступлений
Источник (учебной, музыкальной) информации.
Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:
- Э -Эмоциональное восприятие музыки детьми
- Пение
- Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
- Игре на детских музыкальных инструментах
- Музыкально-ритмических движениях
Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному восприятию детьми музыкальных произведений.
Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений.
Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.
Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей.
Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.
Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.
В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.
Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.
При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.
Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.
Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.
В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.
Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.
Используя в структуре занятия включения видеоролика, различных творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут).
Использование средств информационных технологий:
- • стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
- • позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
- • Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.
Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.
По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.
И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.
Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!
Литература:
Интернет-ресурсы:
Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».
|