Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.
В связи с теми радикальными изменениями, которые происходят в сфере образования, компетентностный подход признан наиболее популярным. Однако до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Ученые рассматривают данные понятия с разных позиций: «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; а «компетенция» приобретает значение «знаю как» в отличие от ранее принятого в педагогике ориентира «знаю что». Кроме того, компетентность раскрывают как личностную основу для реализации коммуникативных, конструктивных, организаторских умений; как совокупность качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (И. А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).
Особенность компетентности, как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она является интегрированным результатом; позволяет решать целый класс задач; существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями – через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения); проявляется осознанно (в отличие от навыка).
Отметим, что компетентностный подход акцентирует внимание исследователей на том, что профессионалу необходимо не только располагать знаниями как таковыми, но и обладать определенными личностными характеристиками – компетенциями. С этой позиции профессиональная подготовка педагога должна быть практико-ориентированной, должна преобладать практическая составляющая способности применять полученные в процессе обучения знания в непосредственной профессиональной деятельности. Только в этом случае можно говорить о сформированности профессиональной компетентности и, как следствие, о качестве профессиональной подготовки, которая будет зависеть от уровня компетентности.
Компетентность может быть представлена в виде трех составляющих:
- теоретическая подготовленность педагога как система профессиональных знаний;
- практическая готовность применить знания при организации педагогического процесса; способность выбирать оптимальные решения для решения педагогических ситуаций
- стремление человека к самореализации в профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности для формирования личности учащегося.
Профессиональная компетентность педагога может быть представлена в виде совокупности компетенций.
- Общепрофессиональная компетенция рассматривается как практическая и эмоциональная готовность педагога качественно выполнять свою непосредственную профессиональную деятельность, умение оперативно и быстро реагировать на конкретные педагогические ситуации и рационально находить пути их разрешения.
- Предметная компетенция проявляется через теоретическую подготовленность к выполнению преподавательской деятельности в образовательном учреждении в определенной предметной области. Теоретическая подготовленность подразумевает определенную совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе профессиональной подготовки в вузе, и является необходимым условием качественного выполнения профессиональной педагогической деятельности будущего учителя.
- Мотивационная компетенция выражается в стремлении и желании педагога работать в образовательном учреждении, в потребности будущего учителя в личностном и профессиональном саморазвитии в педагогической деятельности.
- Коммуникативная компетенция заключается во владении педагогами навыками речевого общения, владении голосом, умении установить доброжелательные отношения с учащимися.
- Когнитивная компетенция – стремление развивать свои интеллектуальные способности в процессе профессиональной деятельности.
- Информационная компетенция – умение работать с техническими средствами получения, обработки и хранения информации, умение использовать различные инновационные технические средства обучения.
- Научно-исследовательская компетенция предполагает формирование готовности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, сбору информации, ее обработке, фиксированию промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использованию полученных результатов на практике.
- Организаторская компетенция заключается в умении построить учебно-воспитательный процесс в классе, умении организовать детей на выполнение поставленных задач.
- Рефлексивная компетенция связана с умениями критически оценивать процесс и результаты своей деятельности, вносить в нее необходимые коррективы, осознавать уровень своих способностей, желание самосовершенствоваться.
Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.
Список используемой литературы
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М., 2004. – 256с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.
- Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
|