Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога

Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.

В связи с теми радикальными изменениями, которые происходят в сфере образования, компетентностный подход признан наиболее популярным. Однако до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Ученые рассматривают данные понятия с разных позиций: «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; а «компетенция» приобретает значение «знаю как» в отличие от ранее принятого в педагогике ориентира «знаю что». Кроме того, компетентность раскрывают как личностную основу для реализации коммуникативных, конструктивных, организаторских умений; как совокупность качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (И. А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).

 

Особенность компетентности, как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она является интегрированным результатом; позволяет решать целый класс задач; существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями – через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения); проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Отметим, что компетентностный подход акцентирует внимание исследователей на том, что профессионалу необходимо не только располагать знаниями как таковыми, но и обладать определенными личностными характеристиками – компетенциями. С этой позиции профессиональная подготовка педагога должна быть практико-ориентированной, должна преобладать практическая составляющая способности применять полученные в процессе обучения знания в непосредственной профессиональной деятельности. Только в этом случае можно говорить о сформированности профессиональной компетентности и, как следствие, о качестве профессиональной подготовки, которая будет зависеть от уровня компетентности.

Компетентность может быть представлена в виде трех составляющих:

  1. теоретическая подготовленность педагога как система профессиональных знаний;
  2. практическая готовность применить знания при организации педагогического процесса; способность выбирать оптимальные решения для решения педагогических ситуаций
  3. стремление человека к самореализации в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности для формирования личности учащегося.

Профессиональная компетентность педагога может быть представлена в виде совокупности компетенций.

  1. Общепрофессиональная компетенция рассматривается как практическая и эмоциональная готовность педагога качественно выполнять свою непосредственную профессиональную деятельность, умение оперативно и быстро реагировать на конкретные педагогические ситуации и рационально находить пути их разрешения.
  2. Предметная компетенция проявляется через теоретическую подготовленность к выполнению преподавательской деятельности в образовательном учреждении в определенной предметной области. Теоретическая подготовленность подразумевает определенную совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе профессиональной подготовки в вузе, и является необходимым условием качественного выполнения профессиональной педагогической деятельности будущего учителя.
  3. Мотивационная компетенция выражается в стремлении и желании педагога работать в образовательном учреждении, в потребности будущего учителя в личностном и профессиональном саморазвитии в педагогической деятельности.
  4. Коммуникативная компетенция заключается во владении педагогами навыками речевого общения, владении голосом, умении установить доброжелательные отношения с учащимися.
  5. Когнитивная компетенция – стремление развивать свои интеллектуальные способности в процессе профессиональной деятельности.
  6. Информационная компетенция – умение работать с техническими средствами получения, обработки и хранения информации, умение использовать различные инновационные технические средства обучения.
  7. Научно-исследовательская компетенция предполагает формирование готовности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, сбору информации, ее обработке, фиксированию промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использованию полученных результатов на практике.
  8. Организаторская компетенция заключается в умении построить учебно-воспитательный процесс в классе, умении организовать детей на выполнение поставленных задач.
  9. Рефлексивная компетенция связана с умениями критически оценивать процесс и результаты своей деятельности, вносить в нее необходимые коррективы, осознавать уровень своих способностей, желание самосовершенствоваться.

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.

Список используемой литературы

  • Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М., 2004. – 256с.
  • Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.
  • Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
Просмотров: 828
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе
  • Бойко Ольга Марксовна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Главный Редактор. Компетентность педагога и здоровьесохранение
  • Агапова Анжелика Васильевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Вахутина Юлия Сергеевна. Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Кравцова Инна Витальевна. Персонификация в пескотерапии как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности педагога-психолога, воспитателя ДОО (методические рекомендации)
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Конева Гулмира Хамидовна. Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Пологова Светлана Евгеньевна. Подготовка к аттестации, как фактор повышения профессионального уровня педагога
  • Холошенко Юлия Геннадьевна. Название методической разработки: «Использование технологии коллекционирования в практической профессиональной деятельности»
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь