Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Конева Гулмира Хамидовна. Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ



Конева Гулмира Хамидовна. Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ

Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ

Авторская разработка

Подготовила: Конева Гулмира Хамидовна, Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Страна чудес» г. Балаково, Саратовская область 2020

Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ

В последнее время все больше публикаций в специальной психолого – педагогической литературе посвящены организации опытно – экспериментальных исследований в дошкольном образовании. Но этих научных трудов и практических выводов еще недостаточно, чтобы в полной мере качественно и эффективно использовать эту технологию в работе с дошкольниками в разных возрастных группах.

 

Использование экспериментальной деятельности в детском возрасте физиологически обусловлено. С раннего возраста у детей начинает формироваться наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. И именно посредством восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств, дети на первых этапах своей жизни получают информацию. Эти исследования являются давно доказанным фактом (Эльконин, Давыдов, Запорожец и др.) Природная любознательность и наблюдательность является важным условием перехода дошкольников к более сложным формам мышления, формированию у них познавательного интереса.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование словесно – логической формы мышления. Дети, у которых хорошо были развиты в свое время первоначальные формы мышления, успешнее овладевают и более сложной формой мышления, которая является базой для становления абстрактного, критического мышления в школьные годы. Организуя и проводя эксперимент самостоятельно или совместно со взрослым, дошкольники создают модели (например при исследовании трех агрегатных состояний воды, свойств воздуха, определении свойств материалов «Тонет – не тонет» и т.д.), на этом материале дети получают фактические естественные данные, делают выводы, обобщают результаты, приходят к основаниям по которым можно классифицировать различные объекты. Взрослые помогают им в этом, и перекидывается мостик от конкретных фактов, полученных в процессе экспериментов, к проблемам их использования в жизни человека и значение выявленных закономерностей для охраны и укрепления здоровья людей, сбережения природных ресурсов, обеспечение безопасности для всех живых существ на Земле и т.д.

Ученые и практики в области дошкольного образования, выступающие на стороне активного включения опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ, в качестве важных преимуществ выделяют то, что ребенок, действуя с предметами, рассказывает, что он делает, называет объекты, с которыми он взаимодействует и свои действия, а еще учится планировать свою деятельность, прежде чем её осуществить. Ребенок к старшему дошкольному возрасту сначала предполагает результат, а потом проверяет его. Он может объяснить, почему он выбрал именно этот материал, или именно это оборудование, почему остановился именно на определенном способе действий и т.д.

Деятельность детского экспериментирования исследуется многими учеными и каждый из них стремиться определить отдельные стороны этой технологии и установить её положительное влияние на развитие определенных сторон личности ребенка – дошкольника. Такие исследования активно проводятся Поддъяковым Н.Н., Поддъяковым А.Н., Куликовской И.Э., Дыбиной О.В., Афанасьевой О.В. и др. Изучив и проанализировав научно – педагогические и психологические исследования, относящиеся к проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ, мы убедились, что ученые и опытные педагоги убеждены в преимуществах практической деятельности в период дошкольного детства и отдают пальму первенства в этом процессе целенаправленной опытно – экспериментальной работе в ДОУ при создании соответствующих педагогических условий и соблюдении педагогами методических рекомендаций по организации и осуществлению этой технологии с учетом возрастных возможностей дошкольников разных возрастных групп.

Практическая деятельность дошкольников, носящая исследовательский характер, сопряженная с открытием новых сторон действительности, получении ярких впечатлений имеет важнейшее значение в развитии личности ребенка, в формировании у них познавательных интересов, в интеллектуальном росте, становлении таких качеств ума, как пытливость, логичность, системность, а также у детей будут закладываться основы креативности, уверенности в своих силах. У детей в результате самостоятельного проведения исследования происходит обогащение знаний, расширение кругозора, и в целом осуществляется становление мировоззрения и происходит личностный рост. Исследовательские действия, выполняемые детьми в ходе экспериментов, реализуют познавательную, исследовательскую, ориентировочную функции и тем самым обеспечивают благоприятные условия для выявления качеств, свойств и признаков изучаемых объектов и явлений.

В процессе системного планирования и использования экспериментальной деятельности в учебно – воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста происходит переход от деятельности по образцу, с большой опорой на показ и словесные инструкции воспитателя, к более самостоятельным и уверенным исследовательским действиям. Практические действия детей постепенно приобретают точность, уверенность. Дети могут осуществить и обосновать выбор необходимых в конкретной ситуации практических действий. В этом проявляется творческий подход и появляется личная заинтересованность предстоящим делом, формируется собственное отношение к выполняемой деятельности. В ходе осуществления эксперимента дети могут столкнуться с непредвиденными трудностями, у них может сразу не получиться задуманное и тогда, они прибегают к импровизации, найти другой способ выхода из проблемной ситуации. В этом, безусловно, проявляется преимущества технологии экспериментальной деятельности и обнаруживается большое влияние на интеллектуально – волевую, эмоционально — потребностную сферы личности воспитанников.

Просмотров: 331
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
  • Лукьянова Ольга Георгиевна, Мухамадеева Альбина Давлетовна. Паспорт мини-лаборатории «ПОЧЕМУЧКА» по организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Илашко Родика Григорьевна. Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно — экспериментальной деятельности
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Валентина Крутицкая. Конспект НОД по организации опытно – экспериментальной деятельности для второй младшей группы «Разноцветные сосульки»
  • Пальчиковская Ирина Дмитриевна. Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Петрухина Лариса Ивановна. Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности «Наш невидимый и прозрачный друг» для детей 6-го года жизни
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. «Развитие любознательности в процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности дошкольников путем внедрения в непосредственно деятельность игр — экспериментов с использованием модели
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Альджанова Жанна Климентьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Генкузина Юлия Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром (с элементами опытно-экспериментальной деятельности) в подготовительной к школе группе по теме: «В Тундру за чудо-ягодой»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Кравченко Зоя Александровна. Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»
  • Кузьмина Наталья Владимировна. Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»
  • Татьяна Зайцева. Презентация - Проект опытно- экспериментальной деятельности «Чудо огород»
  • Копотун Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей 'Организация опытно-экспериментальной деятельности'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь