КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: "КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА"
Учитель – логопед Агапова Анжелика Васильевна. МБДОУ детский сад «Аист», п. Солнечный, Сургутский р – он, ХМАО – Югра.
«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь — это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» Л.А. Венгер
Слайд 1
Скачать: КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: "КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА" (презентация)"
Коммуникативная компетентность — одна из ключевых компетентностей выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативная деятельность является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной реализации. Закономерно, что коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, предпосылка его благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии и освоении различных видов детской деятельности (А. Г. Арушанова и др.), а развитие коммуникативной компетентности детей является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова). Слайд 2
Процесс формирования коммуникативной компетентности связан с развитием личности (Ю. М. Жуков, В.К. Загвоздкин, М.К. Кабардов, А.К. Маркова, И.М. Осмолова, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко и др),
Учеными рассматриваются вопросы развития коммуникативных умений и способностей дошкольников, организации и педагогической поддержки свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. Большое внимание уделяется ознакомлению детей с речевым этикетом и правилами культуры речевого поведения в разных ситуациях общения.
В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют несколько аспектов или составляющих: Слайд 3
- коммуникативные знания
- коммуникативные умения
- коммуникативные способности.
Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми).
Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.
Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.
Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми.
Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.
Понятие «коммуникативная деятельность» тесно связано с понятием «коммуникативная культура», которая включает в себя представления о нормах речевого поведения, речевой этикет.
Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации (свободному общению, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.
Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации. Слайд 4
Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.
Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.
Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия: Слайд 5, 6
- создавать ситуации коммуникативной успешности;
- стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;
- устранять коммуникативные трудности;
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
- мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
Для развития коммуникативных компетенций ребенка в период дошкольного детства у него должны быть сформированы коммуникативные навыки: Слайд 7
умение слушать и слышать;
воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
говорить самому.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Слайд 8
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Вывод: Слайд 9
Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.
|