Барышенская Ольга Вячеславовна Воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Россиянка» г. Обнинск
В настоящее время формирование у человека ключевых компетенций, позволяющих ему активно разрешать проблемные ситуации в повседневной, профессиональной и социальной сферах в условиях перехода от выученных алгоритмов действий к творческим стратегиям поведения, рассматривается в рамках компетентностного подхода. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В «Словаре русского языка» С И. Ожегова указаны следующие определения: «компетенция» (от лат. competentia – принадлежность по праву): круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав.
Компетентный (лат. competens / competentis) – это знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией.
Слова были заимствованы из английского языка, в котором слово cоmpetenсe имеет ряд значений, первое – способность, данные, знания, компетенция; второе – компетенция, правомочность. А.П. Панфилова считает, что «в русском языке данные понятия закрепились как совершенно разные лингвистические единицы, близкие друг другу по звучанию, но имеющие абсолютно разную семантику».
Термин «коммуникативная компетенция» возник из идеи языковой компетенции Н. Хомского, который определял понятие языковой компетенции как системы интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, развивающихся в раннем детстве, во взаимодействии с различными факторам, определяющими особенности поведения. В дальнейшем данное понятие было расширено и получило название «коммуникативной компетенции». Первым установил различия между языком и речью Ф. де Соссюр. В 60-ых годах прошлого столетия Д. Хаймс определил концепт «коммуникативная компетенция», сущность которой заключалась во внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции.
В 80-ых годах 20-ого века М. Канейл и М. Свейн продолжили изучение данного понятия и выделили 4 основных видов компетенции, которые в тесной взаимосвязи с системой знаний и умений формировали коммуникацию: грамматическая компетенция (лексика, правописание, фонетика, синтаксис и семантика), социолингвистическая (соответствие высказываний по форме и смыслу в конкретной ситуации, контекстному фону), дискурсивная компетенция (способность построения целостных, связных и логичных высказываний в устной и письменной речи), а также стратегическая компетенция (компенсация особыми средствами недостаточности знания языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде). В дальнейшем в трудах современных зарубежных исследователей вопрос понятия и сущности коммуникативной компетенции продолжился силами таких авторов как Д. Уилкинс, А. Хардинг, П. Хартман и других исследователей.
Термин «коммуникативная компетенция» был впервые исследован в отечественной лингвистике, дидактике, педагогике доктором педагогических наук М.Н. Вятютневым, понимающим данное понятие как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. В педагогике проблемы понятия и значения коммуникативной компетенции изучались такими авторами А.К. Маркова, П.Д. Парыгин и другими.
И.А. Зимняя отмечает, что «компетенция» трактуется как «производное от «компетентный» – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение». А.П. Панфилова отмечает, что «компетенция – это знания, навыки, опыт, умения, способность, обладание компетенцияю; компетенция – комплекс личных характеристик, круг полномочий, поведенческие аспекты, свойства личности, набор поведенческих характеристик (навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности и ориентация на достижение и др.)».
О.В. Дзюба отмечает, что «коммуникативная компетентность человека традиционно трактуется как способность к регулированию отношений между людьми в ряде типичных областей совместной деятельности, характерных для сферы общения или коллектива, понимается также способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода».
По мнению В.Н. Куницыной и соавторов человек, владеющий коммуникативной компетенцией, владеет следующими способностями:
- Может давать социально-психологический прогноз различных ситуаций общения, в которых ему предстоит участвовать.
- Может программировать процесс общения, опираясь на различные особенности общения и людей, с которыми он планирует или осуществляет общение.
- Может управлять процессом общения в различных коммуникативных ситуациях, ориентируясь на свои и чужие цели общение и саму ситуацию в целом [49].
В структуре коммуникативной компетенции нередко выделяют и три компонента: коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности.
Коммуникативная компетенция – важнейший фактор подготовки дошкольников к обучению, о чем писали такие авторы как Л.С. Выготский [17], Е.Е. Кравцова, М.С. Лисина и другие. Е.Е. Кравцова считает, что основными критериями готовности к школе является общение с взрослым, взаимодействие со сверстниками, так как эти компоненты создают, по терминологии Л.С. Выготского, «социальную ситуацию развития», в которой развивается и меняется ребенок, а также отношение ребенка к самому себе.
Как отмечает А.П. Панфилова каждый человек, начиная с раннего детства, стремится к общению, учится ему; опыт человека обогащается с каждым днем, совершенствуют умения и навыки, овладевает законами общения. Успешное коммуникативное развитие способствует появлению новых возможностей: умений грамотно выражать свое мнение, вести беседу или спор, развивать ораторское искусство, влиять не людей, управлять конфликтными ситуациями. В любом случае, развитие коммуникативных навыков помогает человеку как в работе, так и в досуговой деятельности, позволяет добиваться поставленных целей наиболее успешно.
На сегодняшний день для поступления в высшее учебное заведение или поступление на новую рабочую должность работодатели и педагоги обращают особое внимание на умение человека грамотно выражать свои мысли, выстраивать позитивные отношения с окружающими людьми. Уже на этапе анализа резюме, современным соискателям предлагается в свободной форме описать себя и свои навыки, затем, проводится устное интервью или собеседование. От того, насколько развита речь человека, его коммуникативные навыки, сегодня зависит развитие карьеры многих людей. Умение общаться выступает важным элементом развитой личности современного человека. Поэтому развитие коммуникативных навыков является важным для каждого ребенка, начиная с его воспитания в дошкольном возрасте на этапе поступления в школу.
Общение с другими людьми особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Важнейшим периодом, когда происходит закрепление норм сотрудничества, товарищества в реальном общении, является дошкольный и младший школьный возраст (Л. В. Артемова, А.А. Рояк, Т.А. Репина). Л.С. Выготский считал, что общение ребенка с другими людьми – это важнейшее условие освоения мира. М.И. Лисина рассматривала общение ребенка с другими детьми, как деятельность. Общение с другими и образ себя и другого человека является, по мнению автора, продуктом деятельности. В дошкольном возрасте общение детей проходит достаточно сложный путь возрастного развития.
Важной составляющей готовности дошкольников к обучении в школе является социально-личностная готовность, включающая достаточное развитие коммуникативных навыков. Посредством развития коммуникативных навыков ребенок учится познавать мир, выстраивать отношения с другими людьми, как с детьми, так и взрослыми. Если ребенок умеет общаться, к нему тянутся другие дети, многие испытывают симпатию, с удовольствием принимают в игру, делятся историями своей жизни, просят совета, стремятся постоянно находиться рядом, часто – копируют привычки, разделяют симпатии. Положительное отношение других детей способствует повышению самооценки дошкольника, а также помогает составить мнение о самом себе, о своих возможностях, дает уверенность в своих силах, навыках, обеспечивает эмоциональный комфорт, желание общаться.
Многие дети дошкольного возраста в теоретическом плане имеют все возможности к эффективному общению. Например, на занятиях в детском саду, такие ребята успешно и с удовольствием разбирают ситуацию, в которой возник конфликт общения, дают правильные ответы, знают, как не допустить или разрешить конфликт, успокоить плачущего сверстника, осадить агрессивного мальчика или подружиться с застенчивой девочкой. Тем не менее, в реальной жизни, такие дети не всегда могут и готовы воплотить свои навыки в жизнь. В таком случае, можно говорить о том, что ответы такого ребенка являются лишь результатом запоминания тех знаний, которых дал им педагог, но никак не личностными установками. Это свидетельствует о том, что каждому ребенку, готовящемуся к поступлению в школу, необходим реальный опыт общения, в котором он мог бы проявить все имеющиеся у него теоретические навыки. Основными условиями, которые подтверждают наличие общения являются следующие: способность ребенка проявлять эмпатию, то есть сопереживать, принимать и понимать настроение других детей, умение отождествлять себя и других, готовность понять и принять чужую точку зрения. В данном случае, можно отметить, что главным условием эффективного общения выступает именно коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами осознанного взаимодействия с окружающими людьми. Она включает в себя следующие компоненты:
- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);
- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).
На последних этапах посещения детского сада, при поступлении в первый класс, ребенок должен, прежде всего, уметь распознать эмоциональные переживания и настроение сверстника, уметь выражать свои эмоции и чувства, как вербальными, так и невербальными способами. Кроме того, важно овладеть коммуникативными знаниями, например, ребенок должен понять, что кто-то из детей в классе стесняется, переживает, волнуется. Многие современные дети владеют многими способами поддержки сверстника, есть дети с высоким уровнем эмпатии, которые с удовольствием спросят почему ребенок плачет, могут обнять, пожалеть, погладить по голове, взять за руку, заступиться, позвать в совместную игру. Дети старшего дошкольного возраста и первоклассники должны понимать речь окружающих и уметь говорить так, чтобы передать свою мысль остальным, а также прислушаться к речи других и понять высказывания другого человека.
М.И. Лисина выделила следующие этапы развития и становления коммуникативной компетентности:
- На первом этапе ребенок устанавливает отношения со взрослыми, в которых взрослый выступает в качестве носителя нормативов общения и выступает в качестве образца, эталона норм общения. Дети всячески подражают общению взрослых, с которыми тесно взаимодействуют.
- На втором этапе взрослый воспринимается ребенком не только как образец общения, но и равным партнером по общей деятельности.
- На третьем этапе равными партнерами по совместной деятельности выступают уже не только взрослые, но и дети.
- На четвертом этапе образцом и нормативами общения для ребенка выступает коллектив сверстников. Дети с интересом прислушиваются к новой, еще неизведанной ими, манерой общения других детей, с удовольствием перенимают новые слова и фразы, которые часто слышат в саду в общении с другими детьми, перенимают не только определенные слова и фразы, но и интонацию, темп, ритм. Существуют случаи, когда нормально говорящий ребенок, часто взаимодействуя с заикающимся сверстником, также стал заикаться.
Рассмотрим кратко формирование коммуникативной компетенции в онтогенезе.
До года ребенку достаточно общаться с близкими родственниками, но с каждым месяцем потребность в общении с другими людьми возрастает. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети относятся к сверстникам как к «интересным объектом» и рассматривают его одежду, лицо. Дети могут общаться со сверстником довольно бесцеремонно, хватать его, хлопать. Тем не менее, посредством наблюдения за поведением других детей дети младшего школьного возраста начинают подражать им: также двигаются, выполняют похожие действия, улыбаются, стремятся взаимодействовать тактильно. Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) имеют свои особенности, отличающие их от младших и старших дошкольников. Этот возраст называет «золотой порой» сенсорных способностей. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности [9]. В среднем дошкольном возрасте дети большее, чем в младшем дошкольном возрасте внимания уделяют эмоциональной вовлеченности в общение со сверстником. В процессе игры или общения дети внимательно наблюдают за действиями и словами сверстника по отношению к себе и другим детям, оценивают их.
М.В. Гамезо и соавторы отмечают, что к старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. «Посредством общения деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание».
В старшем дошкольном возрасте ребенок может не только воспринимать и перенимать чужую манеру общения, но и сам выступать образцом и эталоном, задавая другим детям нормы деятельности. В процессе общения дети учатся контролировать себя, оценивать себя и других, что является важным элементом развития психологической готовности к обучению в школе.
Дети дошкольного возраста очень нуждаются в новых впечатлениях. Удовлетворить потребность в новых впечатлениях им могут помочь взрослые, а также сверстники. Вступая в общения с разными людьми у ребенка возникают так называемые познавательные мотивы общения. Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых.
В развитии и формировании коммуникативной компетентности как важнейшего фактора готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе важную роль играет опыт общения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуются познавательные интересы воспитанников, в связи с чем у детей появляется больше поводов для организации общения со сверстником. Старшие дошкольники особенно ценят внимательных слушателей, а также сверстников, являющихся для них источником интересных сведений и новостей. В процессе всего дошкольного возраста совершенствуются личностные мотивы общения: дети сравнивают себя и других детей, свои и чужие возможности, развивается желание понравиться другим детям, в связи с чем дошкольники демонстрируют свои умения, качества, способствуя расширению контактов. Дети, имеющие широкий опыт общения, понимающие чувства других детей, умеющие рассказать о своих эмоциях, наладить контакт со сверстником, проявить эмпатию, без существенных проблем находит друзей при поступлению в школу. Процесс обучения, в таком случае, протекает успешнее, так как ребенок не чувствует себя потерянным, не замыкается, не стесняется высказываться на уроках, с интересом проводит перемены, общаясь со сверстниками, помогает и получает помощь в трудовой и досуговой деятельности. Тем не менее, в процессе развития коммуникативной компетенции дошкольники требуют помощи взрослых.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Коммуникативная компетенция выступает в качестве ориентации на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Имеется множество различных трактовок данного понятия, но общим для них является наличие основных компонентов, таких как владение средствами общения, навыки установления контактов посредством вербальных и невербальных средств, навыки слушания и понимания чужих настроений, эмоций, чувств. Коммуникативная компетенция, таким образом, является важнейшим фактором готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
|