Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.
Современная ситуация способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети с детским церебральным параличом (ДЦП) — это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем. Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на всё их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формирование острого чувства неполноценности.
Речь как основное средство общения, развивается через движение и в социальном контакте, и её основа закладывается ещё на первом году жизни ребёнка. У большинства детей с ДЦП наблюдается значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это выражается в том, что у детей не выражен комплекс оживления при появлении матери, на её голос, ребенок недостаточно проявляет внимание к улыбке взрослого. Улыбка, а также другие мимические средства, используемые взрослыми при контакте с ребенком, остаются для него совершенно непонятными.
В отличие от здоровых детей первых трёх лет жизни дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке, устанавливают контакты. В процессе общения дети двух-трёх лет с церебральным параличом крайне редко пользуются речью. Экспрессивно-мимические средства общения, оживлённый взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются не сразу и являются кратковременными, монотонными и маловыразительными. В процессе общения дети с церебральным параличом предпочитают использовать жесты, сопровождая их резкой мимикой и гримасами подчёркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции.
Маленький ребёнок живёт в плену эмоций, с огромным трудом он справляется с ними, постепенно учится направлять их в нужное русло. Чем меньше ребёнок, тем менее дифференцированы его эмоции. Например, малыш различает такие базовые эмоции, как радость, гнев, печаль, но не их оттенки. Развитию эмоциональной сферы способствует, прежде всего, общение со взрослыми и сверстниками. К сожалению, сфера общения у детей с церебральным параличом ограничена.
Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно со взрослым или подражать его действиям. Не наблюдается активного стремления разделить игру со сверстником или обратиться к нему.
Таким образом, у детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте формируются те же мотивы и формы общения, что и здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно.
Именно из-за неправильного эмоционального воспитания ребёнок становится тревожным, застенчивым, плаксивым, порой агрессивным, замкнутым, капризным, неуправляемым, расторможенным. Если родители или специалисты к ребёнку предъявляют минимум требований, убеждают себя и окружающих в неспособности ребёнка на большее, то в результате малыш остановится в своём развитии, лишь на умении самостоятельно есть ложкой. И это притом, что потенциально он может намного больше. Дети с двигательными нарушениями не умеют балансировать между автономией и сотрудничеством: такие дети не могут первыми идти на контакт, либо готовы довериться любому человеку. При взаимодействии ребёнка с другими он может проявлять неадекватные эмоциональные реакции, с взрослыми он может фамильярничать. Когда такой ребёнок немного подрастает, начинает осознавать себя, то у него вырабатывается заниженная самооценка, из-за которой ребёнок отгораживается от мира, и начинает «поедать себя».
Как помочь ребёнку с церебральным параличом управлять своими эмоциями?
Как сделать так, чтобы малыш получал удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками?
Желательно, чтобы ребёнок в равной степени общался как с больными детьми, так и с здоровыми. При этом важно не привести ребёнка в коллектив и оставить на произвол судьбы, а постепенно подготовить его к новому шагу: найти общие интересы со сверстниками, понять, какие мотивы движут им при общении. Необходимо как бы повышение «планочки возможностей, потребностей». Именно при общении со сверстниками стимулируется развитие ребёнка.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Вся работа в коррекционном учреждении построена таким образом, что коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично подводить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и прогнозированию дальнейших перспектив его жизни, Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.
Воспитание ребёнка с церебральным параличом – нелёгкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к ребенку естественно. Известно, что душевное состояние ребёнка зависит от его отношения к своему дефекту, а не от тяжести самого нервно- психического заболевания, обуславливающего отклонения в развитии. Поэтому главным условием, при котором ребёнок с двигательными нарушениями вырастает общительным и счастливым, — это прежде всего правильное отношение к нему родителей. Если родители получают радость от общения со своим ребёнком и любит его таким, какой он есть, не проявляет излишнего беспокойства, чрезмерно не суетятся вокруг него, не критикуют его, не стесняются его внешнего вида и поддерживают его общение с другими детьми, он вырастает уравновешенным, общительным и ему будет легче адаптироваться в коллективе здоровых сверстников. Жалость и чрезмерная опека родителей детей с церебральным параличом в значительной степени утяжеляет их дальнейшую социальную адаптацию.
|