Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.

Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.

В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами. Детские церебральные параличи характеризуются особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом.

Скачать доклад

Все мы прекрасно знаем, что физическая культура придает нам здоровья и сил, но вдвойне полезнее заниматься физкультурой в бассейне, а значит – заниматься плаванием. Вода — колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни.

Постоянное умелое и комплексное, общение с водой имеет важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций — радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание — эффективное средство физического развития и закаливания.

Тем не менее, для того, чтобы стать квалифицированным пловцом недостаточно просто плавать. Необходима общая физическая подготовка, благодаря которой у спортсмена повышается результат, сокращается время на дистанции и ведет к новым рекордам. Так как мы занимаемся не просто плаванием, а паралимпийским плаванием, то я бы хотела создать и опробовать комплекс упражнений, ведущий к повышению уровня общей физической подготовки у пловцов, страдающих спастической диплегией. В свое время разработкой различных методик занимались и до сих пор занимаются Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак, что описано в учебно-методическом пособии «Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича», однако подробного описания общей физической подготовки лиц с детским церебральным параличом, а конкретнее — со спастической диплегией, я не обнаружила ни в одном источнике, что и послужило толчком к созданию данной работы.

Объект исследования:

общая физическая подготовка пловцов со спастической диплегией.

Предмет исследования:

повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.

ГЛАВА I. ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У ПЛОВЦОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

1. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАВАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА.

Говоря про «плавание» мы сегодня подразумеваем не только вид спорта. Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Принимая водные процедуры, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия плаванием являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.

При занятии плаванием от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.

Регулярные занятия плаванием, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы.

Под влиянием регулярных занятий плаванием мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.

Плавание – вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота; скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

По классификации МОК (согласно принципу «одна федерация – один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:

  • собственно плавание
  • водное поло
  • прыжки в воду
  • синхронное плавание

В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Federation Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973

В Европе – Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Europeenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.

Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.

Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.

1. 2. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

1. 2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

Проблема развития детей с детскими церебральными параличами была подвергнута многостороннему медицинскому, а также психолого-педагогическому исследованию, что отражено в работах Ф.Р. Богданова, М.В. Акатова, М.И. Рябцева, М.Б. Цукер, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Л.Б. Халиловой, Н.Н. Малофеева, и др. Данными авторами подчеркивается, что онтогенез при детском церебральном параличе оказывается нарушенным, что связано, в частности, с недостаточностью развития предметно-практической деятельности детей и ограниченностью социальных контактов.

Выделяют следующие формы ДЦП, по К. Н. Семеновои: спастическая диплегия, двоиная гемиплегия, гиперкинетическая, атонически­астатическая и гемиплегическая формы.

Основными формами заболевания являются спастические и атетические формы ДЦП. На эти формы приходится более восьмидесяти пяти процентов случаев заболевания.

Спастическая диплегия

Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большеи степени ног, чем рук и лица. Для спастическои диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформации суставов, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлиянии, других факторов). При этои форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная?спастика в ногах. Наиболее?распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки ее развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностеи менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностеи социальнои адаптации. Степень социальнои адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Двоиная гемиплегия.

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хроническои пре­ и перинатальнои гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез) псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептическое приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформация туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемилегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофиеи зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстроиствами. Довольно часто у детеи отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательныи дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Гиперкинетическая форма.

Одно из возможных последствии перенесеннои гемолитическои болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядернои» желтухи. При этои форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамиднои системы и слухового анализатора. В клиническои картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсииная дистония (у детеи на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые?нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетическои?дизартирии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностеи. У большинства детеи отмечается сохранение интеллектуальных функции, что прогностично благоприятно в отношении социальнои адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определеннои трудовои деятельности.

Атонически­астатическая форма.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксиеи и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстроиства в форме мозжечка или псевдобульбарнои дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путеи вследствие родовои травмы, гипоксически ишемического фактора или врожденнои аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковои асинергии (дисметрия, интенционныи тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобнои части). При этои форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокои дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая форма.

(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностеи. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальнои адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Смешанные формы.

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамиднои, экстрапирамиднои и мозжечковои), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

1. 2.2. ДИАГНОСТИКА.

Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка, которое позволит расценить имеющиеся отклонения как патогномичные для детского церебрального паралича.

Предпосылкой для ранней диагностики является оценка анамнестических данных, которые могут сигнализировать об «опасной ситуации», имевшей место в анте-, интра- или ранний постнатальный периоды. Особо важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из «группы риска» следует осматривать каждые 2—3 нед., критически оценивая имеющиеся нарушения. Ранняя диагностика задержки психомоторного развития и неврологических симптомов, свидетельствующих о формировании церебрального паралича, основывается на знании становления двигательных, речевых и психических навыков у здорового ребенка в различные возрастные периоды. Обнаруженные «угрожающие» признаки следует тщательно проанализировать в следующих аспектах:

  • выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;
  • носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант индивидуального развития;
  • нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или, наоборот, имеет тенденцию к сокращению и исчезновению.

Чтобы облегчить раннюю диагностику церебральных параличей у детей первого года жизни, мы предлагаем схематизированную сравнительную характеристику нормального и аномального развития, выделив 5 периодов; от рождения до 1 мес., 1—3 мес., 3—6 мес., 6—9 мес., 9—12 мес. К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при неврологическом обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный тонус, тонические рефлекторные реакции, Безусловные рефлексы, реакции выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.

1. 2.3. ПАТОЛОГИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Двигательные нарушения — основной клинический синдром детских церебральных параличей. Для понимания механизмов нарушения движений необходимо четко представлять процесс становления статических и локомоторных навыков при нормальном развитии ребенка. В основе формирования позы и движений лежат рефлекторные реакции двух типов — выпрямления и равновесия. Реакции выпрямления описаны G. Schaltenbrand (1925—1927), в дальнейшем представления о них углублены П. К. Анохиным (1947), Н. А. Бернштейном (1947), Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949), A.А. Волоховым (1965), A. Thomas и S. Dargassies (1952), A. Peiper (1956), R. Iillingworth (1960), М. McGraw (1963), К. Bobath, B. Bobath (1964, 1983) и др. реакции равновесия были описаны и изучены R. Weisz (1938), I. Zador (1938), G. Rademaker (1935) и др. Реакции обоих типов при рождении отсутствуют. Первыми начинают развиваться реакции выпрямления, появляющиеся в конце периода новорожденности, а во втором полугодии жизни к ним присоединяются реакции равновесия. По мере роста ребенка те и другие усложняются, модифицируются и дают возможность приобретать и сохранять правильную позу, противодействуя силе тяжести, и осуществлять одновременно произвольные движения.

Патология костно-суставной системы при церебральных параличах обусловлена нарушением физиологических соотношений мышц и связочно-суставного аппарата вследствие патологических тонических влияний нервной системы, дискоординирующих мышечную деятельность. При спастических ормах церебральных параличей чрезмерная тоническая активность одних мышц рефлекторно приводит к торможению мышц-антагонистов, в результате чего тонус в последних снижен. Спастическое напряжение наблюдается преимущественно в длинных двусуставных мышцах, приводящих и сгибателях, в то время как в коротких односуставных мышцах, разгибателях и отводящих, чаще отмечается гипотония. Распределение мышечного тонуса может изменяться в зависимости от влияния тонических шейных и лабиринтного рефлексов, а также содружественных движений. Преобладание спастичности в одних мышцах и снижение тонуса в других приводит к патологическим позам, контрактурам и деформациям.

1. 2.4. СОЧЕТАННЫЕ СИНДРОМЫ.

Степень тяжести церебральных параличей определяется не только характером двигательных, речевых и психических расстройств, но и другими неврологическими нарушениями, которые значительно осложняют развитие ребенка и проведение реабилитационных мероприятий. К ним относятся судороги, гидроцефалия, нарушение зрения, слуха, вегетативных функций и др.

По нашим данным, сочетанные расстройства наблюдаются у 85 % больных церебральными параличами. Обобщенные данные по частоте сочетанных нарушений при церебральных параличах представлены в таблице

Просмотров: 699
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ершова Светлана Николаевна. «Плавание – способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Главный Редактор. Плавание и физическая красота человека
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме «КВН» для детей подготовительных групп с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Галина Поддубная. Презентация Тема: «Особенности логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом»
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь