Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития

Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развитияПри задержке психического развития часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребёнком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Поэтому большинство детей рассматриваемой категории находится на самом низком уровне владения основными приёмами графической деятельности. В связи с этим был введён подготовительный этап коррекционно-педагогического воздействия.
Работа на подготовительном этапе имеет многоплановый характер и направлена на развитие и коррекцию тех психических и моторных функций, которые в связи с речевым нарушением отстают в своём становлении.
Успешность формирования графических навыков во многом зависит от уровня развития таких психических функций, как зрительное и слуховое восприятие, память, внимание. Поэтому на данном этапе в структуру занятий включены упражнения на развитие перечисленных психических процессов.
Развитие мелкой моторики рук – необходимое условие для полноценного овладения графическими навыками, обеспечивающее точность графических действий за счет мышечного контроля. Упражнения, направленные на развитие мелких мышц рук, предполагается сочетать с речью. Весь материал, где предполагается движение рук, предлагается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти, правильного ритма дыхания.
Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели в структуру некоторых занятий на подготовительном этапе мы включили упражнения на развитие тактильных ощущений: определение предмета на ощупь, выкладывание палочек, упражнения с карандашом.
Из графических упражнений в подготовительный этап включены: проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, тонкой сплошной линией; штриховка простых форм.

Основной этап коррекционно-педагогического воздействия направлен на развитие элементарных графических навыков у детей. Развитие графических навыков требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий, предусматривающую постепенное нарастание их сложности и объёма с учетом характера речевого дефекта, специфики сенсомоторного развития и индивидуальных особенностей дошкольников.
Последовательность заданий по развитию и коррекции графических навыков построена в соответствии с закономерностями их формирования как двигательного акта. На данном этапе дети продолжают выполнять штриховку, но уже более сложных форм. Кроме того, в основной этап работы входят задания на развитие навыков проведения прямых линий и линий различной конфигурации, подготавливающие к написанию элементов школьного штриха.
На основном этапе, помимо всех выше перечисленных заданий, в структуру занятий включаются кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Полезны они и для развития двигательной функции рук.
Как и на подготовительном этапе, в основной период продолжается использование движений, сочетаемых с речью.
Большие трудности у детей с речевой патологией возникают при овладении оптически грамотным письмом. Это связано с неполноценностью у данной категории детей таких компонентов оптической системы, как зрительное восприятие, зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация. Отставание в развитии выше перечисленных функций при формировании навыка письма приводит к трудностям восприятия графического обзора буквы, ориентировки в малом пространстве и т.д. Это ведёт к специфическим и стойким нарушениям письма, а именно к такому нарушению, как оптическая дисграфия. Это обстоятельство побудило включить в основной этап программы упражнения на развитие зрительного внимания и восприятия на буквенном уровне с целью профилактики оптической дисграфии у детей: нахождение буквы среди ряда других букв; различение правильно и зеркально изображенных букв; угадывание букв на незаконченных рисунках; рисование, обведение элементов букв; реконструирование буквы; дифференциация букв, имеющих оптические сходства. Данный вид работы имеет место и на заключительном этапе программы.
Основная работа на заключительном этапе коррекционно-педагогичес-кого воздействия направлена на подготовку к технике письма. Предварительно проводится серия упражнений по ознакомлению с рабочей строкой и обучение правилам работы на ней. Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см), затем она уменьшается до 1,5 см.; 1 см.; 0,5 см. Проводится ряд упражнений по ориентировке на рабочей строке.
Выполнение графических упражнений также строится по принципу органичного сочетания движений руки и речи. Слова отражают движения, которые совершает рука, или тот образ, который рождает это движение. При этом можно давать детям возможность придумывать приговорки самостоятельно.
Заключительный этап работы не исключает проведение упражнений на развитие мелких мышц рук. Они используются в качестве физкультурных минуток с целью снятия мышечного напряжения при выполнении графических упражнений. Кроме того, на данном этапе ставится задача развития навыков учебной деятельности (умение внимательно слушать педагога, начинать и заканчивать работу вместе со всеми детьми, планировать свою деятельность, произвольность поведения).
Методы и приёмы, составляющие основу программы, разнообразны: информационно-рецептивный; репродуктивный; эвристический или частично-поисковый; исследовательский, которые реализуются с помощью наглядных, словесных и игровых приёмов.
В свободной деятельности детей предполагается использование различных средств развития мелкой моторики рук: мозаика, театр теней, работа с конструктором, с пазлами и др.
Точные движения пальцев рук и графические умения развиваются в процессе выполнения продуктивных видов деятельности с воспитателем (лепка, рисование, аппликация, конструирование).
В конце каждого этапа программы предусматривается проведение консультативной работы с родителями, направленной на ознакомление с полезной информацией по организации развивающих упражнений с детьми с целью тренировки мелкой моторики рук, предупреждения неправильного формирования навыка письма. Упражнения, направленные на развитие графических навыков включаются в домашние задания с детьми.

Просмотров: 773
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Кизилова Ирина Александровна. Развитие графических навыков у детей 5-7 лет при использовании технологии «Рисование — линейная графика»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Стрелкова Наталья Владимировна. Презентация 'Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста'
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Канева Елена Васильевна. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в сельской местности
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь