Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов
Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
- особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР;
- представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.
Скачать конспект
Работая в учреждении для дошкольников с ЗПР, я неоднократно сталкиваюсь со следующими проблемами при обучении детей: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению.
К тому же, количество детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом. К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.
Таким образом, развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.
В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в детской памяти.
Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Я хочу вам представить игры и упражнения для формирования ментальных процессов.
Работа с аудиторией.
Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке. Не готовы? Я тем самым хотела определить кто Вы? Визуалы (глаза вверх), аудиалы или кинестетики (глаза вниз).
Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы. Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они.
Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно.
Мне показались интересными следующие факты по теме мастер-класса:
Многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.
Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.
Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
Фотографии стирают память
Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело.
Депрессия стирает воспоминания
Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки
Практическая часть.
Игра «Дружные картинки».
Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).
Цель: развивать зрительную и пространственную память.
Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.
Игровая ситуация:
Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.
Инструкция:
Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.
Запомни расположение каждой пары.
Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).
Игра «Хитрые шарики».
Игровая ситуация:
Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).
Цель: развивать слуховую и зрительную память.
Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.
Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.
Инструкция:
Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.
Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.
Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.
Игра «Волшебная карусель».
Оборудование: круглое игровое поле, фишки.
Цель: развивать пространственную память.
Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.
Игровая ситуация.
В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.
Инструкция:
Разложи фишки на игровом поле.
Запомни расположение фишек.
Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.
Какие приемы вы использовали для запоминания?
Существует несколько наиболее популярных мнемонических приемов:
Группировка материала.
Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.
Ассоциации.
Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.
Схематический образ.
Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.
Опорные пункты.
Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.
Структурирование материала.
Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.
Вывод.
Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования.
Библиографический список:
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
- Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
- Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
- Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
- Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
- Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
- Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
- Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
- Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. vedu. ru/BigEncDic/34640.
|