Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»

Антипина Алёна Иннокентьевна учитель-дефектолог первая квалификационная категория г. Усть-Илимск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, учителя-дефектологи, учителя начальных классов

Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  • раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
  • особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР;
  • представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как память.

 

Скачать конспект

Работая в учреждении для дошкольников с ЗПР, я неоднократно сталкиваюсь со следующими проблемами при обучении детей: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению.

К тому же, количество детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом. К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Таким образом, развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.

В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях? Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её. Однако упускается существенный этап запоминания полученной новой информации и сохранения её в детской памяти.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Я хочу вам представить игры и упражнения для формирования ментальных процессов.

Работа с аудиторией.

Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке. Не готовы? Я тем самым хотела определить кто Вы? Визуалы (глаза вверх), аудиалы или кинестетики (глаза вниз).

Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы. Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они.

Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно.

Мне показались интересными следующие факты по теме мастер-класса:

Многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.

Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.

Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.

Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.

Фотографии стирают память

Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело.

Депрессия стирает воспоминания

Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки

Практическая часть.

Игра «Дружные картинки».

Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать зрительную и пространственную память.

Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.

Игровая ситуация:

Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.

Инструкция:

Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.

Запомни расположение каждой пары.

Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).

Игра «Хитрые шарики».

Игровая ситуация:

Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.

Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.

Инструкция:

Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.

Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.

Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.

Игра «Волшебная карусель».

Оборудование: круглое игровое поле, фишки.

Цель: развивать пространственную память.

Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.

Игровая ситуация.

В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.

Инструкция:

Разложи фишки на игровом поле.

Запомни расположение фишек.

Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.

Какие приемы вы использовали для запоминания?

Существует несколько наиболее популярных мнемонических приемов:

Группировка материала.

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации.

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ.

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты.

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала.

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Вывод.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека, что и является, на мой взгляд, целью современного образования.

Библиографический список:

  • Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
  • Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
  • Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
  • Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
  • Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
  • Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. vedu. ru/BigEncDic/34640.
Просмотров: 1267
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Черновол Таисия Алексеевна. Занятие для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «КАК СТРОИЛСЯ НАШ ПЕТЕРБУРГ»
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Юшкова Ольга Вячеславовна. Конспект НОД по теме «Насекомые» в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (4-7 лет)
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во II младшей группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) Лексическая тема: ОВОЩИ «Как мы ходили в огород»
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Глотова Алевтина Витальевна. Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом разв
  • Татьяна Гунина. Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у Лесовика»
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Кононова Ольга Вячеславовна. Конспект физкультурного занятия для детей 2 младшей группы с задержкой психического развития. 'СВЕТИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО'.
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Подарки волшебницы – зимы»
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь