Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского городского округа Болотова Наталья Викторовна
Оглавление.
- Особенности индивидуальной работы с детьми.
- Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития:
- особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
- анализ и синтез звуковой и звукобуквенный
- лексический запас детей с задержкой психического развития
- грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития
- особенности чтения у детей с ЗПР.
3. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего возраста.
Скачать конспект
4. Библиографический список.
1. Особенности индивидуальной работы с детьми.
На индивидуальных логопедических занятиях необходимо учитывать:
- Первичное нарушении в развитии ребёнка (в данном случае задержку психического развития).
- Речевые нарушения у ребёнка.
- Индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его характер.
- Возраст ребёнка.
- Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития.
- Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.
4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».
5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.
7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие или испытание как игру. Очень успешным оказывается опыт предъявления занятия в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта спедагогом. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
Фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования (например, нарушения в речевой моторике, аномалии в строении речевого аппарата, несформированность речеслуховых дифференцировок, дефекты в строении зубного ряда, укороченная подъязычная связка, толстый язык и т.д.
- Одним из основных видов нарушения является смешение сложных по артикуляции звуков (например, свистящие и шипящие), при этом наблюдаются стойкие замены.
- Соноры (л – в).
- Автоматизация звуков происходит значительно медленнее, чем постановка, что происходит за счёт аналитической деятельности.
- Есть затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.
- Отмечается недостаточность речевой моторики, что проявляется в особенностях движения артикуляционного аппарата, таких как: напряжение мышц языка, вялость кончика языка, трудности переключения с одного положения на другое, плавность переключения.
- Смазывают слова сложной слоговой структуры. Отсюда, речь вялая, нечёткая, интонационно невыразительная. (Тут необходимо отметить, что эти негрубые дефекты являются результатом недостаточной моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижности речевых органов.)
Анализ и синтез звуковой и звукобуквенный –
это их диагностический признак. Исправляется с большим трудом и за больший период. Обычно к шести годам примерно половина таких детей могут выделить гласный в начале слова; в середине и конце слова выделить гласный могут очень немногие.
Немного меньше половины из таких детей способны выделить согласный в начале слова; выделение согласного в конце слова, при стечении согласных является для таких детей наиболее трудным.
Последовательно выделить звуки в слове такие дети тоже не могут.
Лексический запас детей с задержкой психического развития.
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью.
Основные затруднения:
- Страдает предметная отнесённость слов (например, все цветы называют названием одного цветка).
- Не называют предмет, его свойства и особенности, а описывают ситуацию и действия с этим предметом (например, дворник – подметает всё).
- Не называют части предмета, а используют жесты.
- Большие затруднения наблюдаются при использовании элементарных обобщающих понятий (например, земляника – эта такая малинка).
- Глагольная лексика:
- редко используют глаголы, обозначающие эмоциональное состояние (испугался, удивился)
- действие в предложении не выделяют отдельно, а соединяют с другим словом (пришла – пришла зима).
6) Ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов:
- чаще других используют прилагательные, обозначающие основные цвета
- любые величины обозначают двумя словами: большой и маленький
- редко выделяют слова-признаки, обозначающие материал, а если и выделяют, то дают существительное с предлогом (например, игрушка из резины)
- невелика группа оценочных прилагательных, типа: добрый, смелый; у них это «хороший» или «плохой»
- при подборе антонимов добавляют частицу НЕ.
Отсутствие в словарном запасе ребёнка слов эмоциональной окраски приводит к обеднению их собственных высказываний и затрудняет восприятие художественной литературы.
7) Способность к словообразованию у детей с ЗПР сохранна, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Но т.к. они не умеют выделять и называть признаки предмета, то они признак предмета образуют от самого предмета (например, дерево. Деревянное).
8) Также затруднение представляет включение в предложение имён прилагательных. Прилагательные превращают в существительные (например, составить предложение со словом «круглый». – Кружок).
Грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Бытовая речь производит впечатление благополучной. Категория числа и падежа, в основном, используется ими адекватно.
Основные затруднения:
- Затрудняются в отнесении к среднему роду имён существительных, обозначающих собирательные и абстрактные понятия.
- Некоторые трудности вызывает употребление родительного падежа множественного числа и тварительного падежа единственного числа. (например, нет ушей – нет уш; спрятался за столом– спрятался за стола).
- Проблемы в правильном использовании предлогов в связи с нарушением пространственных представлений (например, киска пьёт молоко из пола).
- Распространённые предложения из 5-6 слов вызывают устойчивые трудности при их составлении и повторении.
- С трудом понимают конструкции, выражающие пространственные отношения, типа: круг над квадратом, квадрат в круге.
Особенности чтения у детей с ЗПР.
- Особые трудности вызывают слова со стечением согласных.
- Сложности восприятия в тексте большого количества действующих лиц, непонятны поступки героев. Текст могут воспринимать фрагментарно из-за нарушений внимания и памяти.
- Ошибки в дифференциации графем, имеющих сходные элементы.
- Смешивают буквы Е, Ё, Ю, Я.
- Чтение мягких согласных.
|