Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития

Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития

По данным последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе ДОО комплектуются группы комбинированной направленности, где совместно с норморазвивающимися детьми находятся дети с различными нозологиями. В практике, чаще всего это дети с задержкой психического развития, особенностью которых является специфика дефекта, которая проявляется с одной стороны незрелостью эмоционально-волевой сферы, с другой — интеллектуальной недостаточностью, что в приводит к школьной, трудовой и социальной дезадаптации, проявляясь в отсутствии целенаправленного поведения, импульсивности или инертности, так как в первую очередь страдает звено контроля и программирования. Любые нововведения проходят экспериментальный этап в ходе которого обнаруживаются трудности, требующие доработки.

 

Скачать конспект

Актуальность проблемы заключается в том, что воспитатели и педагоги дополнительного образования, реализующие работу в таких группах столкнулись с трудностями: с одной стороны – это высокая наполняемость таких групп, с другой, возникли трудности в организации таких детей на занятиях в усвоении программы, в игровой и трудовой деятельности. Дети показывают отсутствие или недостаточную сформированность таких умений как: понимать эмоциональное состояние сверстников, умение вести простой диалог и получать необходимую информацию в общении, умение принимать участие в коллективных делах и оказывать необходимую помощь, уважительно относится к окружающим, отстаивая своё мнение и не организуя конфликтную ситуацию натаивая на своём. Педагоги практики отмечают, что современные дети стали более агрессивны, безразличны в поведении и отношениях со сверстниками, а порой и неуправляемы. Особенности социально-коммуникативного развития воспитанников связаны не только с патологией анализаторов и развитием центральной нервной системы, но и обусловлены факторами семейного воспитания, социальной и эмоциональной депривацией.

Запрос современного общества к дошкольной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли дети не только с определенным запасом знаний и умений необходимых для обучения в школе, но и чтобы воспитанники стали людьми самостоятельными, обладающие необходимыми качествами для дальнейшей жизни, умеющие строить взаимоотношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества и доброжелательности, осознавая этические нормы поведения.

Существующая система отечественных дефектологов касаемо решения диагностических задач и коррекции познавательных нарушений достигла значительных успехов, но вопросы касающиеся собственно личностных проблем в области социально-коммуникативного развития значимых для дальнейшей самореализации таких детей в обществе изучены недостаточно. Совокупность рассматриваемых факторов показала необходимость в разработке и адаптации методик, которые помогут воспитателям, работникам дополнительного образования, а так же узким специалистам в преодолении возникающих проблем.

Одним из важнейших показателей в развитии ребенка является социальная зрелость, предполагающая успешное овладение системой социальных норм в условиях культурной среды. Поэтому в основе социально-коммуникативного развития заложено овладение дошкольниками умениями социально-коммуникативной компетентности – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; умение общаться и посредством общения успешно решать бытовые и творческие задачи.

Для обследования детей использовалась методика О.В. Дыбиной, параметры которой отражают целевые ориентиры на итоговом этапе дошкольного образования. А также руководствовались определением социально-коммуникативного развития – процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей, а так же системы знаний социального опыта, осуществляемых главным образом в общении.

Выявление уровней социально-коммуникативной компетентности включают в себя шесть заданий:

Задание № 1 «Отражение чувств», выявляет умение понимать эмоциональное состояние окружающих и рассказывать о нём.

Задание № 2 «Зеркало настроений», выявляет умение понимать настроение сверстников по вербальному и невербальному поведению.

Задание № 3 «Интервью», выявляет получать умение получать необходимую информацию в общении и вести простой диалог.

Задание № 4 «Необитаемый остров», выявляет умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Задание № 5 «Помощники», выявляет умение взаимодействовать в системе «ребенок – ребенок», соотносить свои желания с интересами окружающих.

Задание № 6 «Не поделили игрушку», направленное на выявление умения спокойно действовать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим.

Каждое задание позволяет определить не только проблемные зоны коммуникативных умений, но и провести их постепенную коррекцию и преодолеть недостатки, с учетом возможностей каждого ребенка.

С учетом полученных результатов и выявленных трудностей, обусловленных спецификой дефекта были составлены методические рекомендации, в форме образовательной программы и выстроены таким образом, что в работе позволяют анализировать поведение каждого ребенка. Практическая значимость заключается в том, что данные рекомендации могут использовать в своей работе, с целью коррекции и преодоления недостатков педагоги дополнительного образования, воспитатели, узкие специалисты.

Список литературы:

  1. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7лет / Под. ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика — Синтез, 2008, — 64с.
  2. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие / Л.С. Маркова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 1602с.
Просмотров: 491
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Тазетдинова Ирина Яткаровна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в области художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития на тему: «ОБЖ изучай, во дворе без опаски гуляй»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Натейкина Марина Александровна Потапова Светлана Александровна. Статья на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Научно исследовательская статья на тему «Подвижная игра как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Семено Л. В. Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Никитченко Дарья Сергеевна. ЦВЕТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Голик Светлана Николаевна. Домашнее задание по лексической теме: «Овощи» подготовительная группа для детей с ЗПР
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Селькова Дарья Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Дикие животные».
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь