Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
- Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
- Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»
Подготовительная работа:
Оформление приглашений для родителей в гостиную.
- Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1).
- Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
- Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
- Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2).
- Индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
План проведения мероприятия:
- Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
- Знакомство с результатами анкетирования родителей.
- Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
- Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
- Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».
Ход мероприятия:
1. 1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ — технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ — педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
- Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).
- 3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.
- Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;
2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" — используется для составления слов. "Смешивание цветов" — закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" — используется для составления различных вариантов сказок.
- Пособие «Гусеничка» (слайд 5)
формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
- «Волшебная дорожка». (слайд 6)
В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.
- "Дидактический мяч» (слайд 7)
Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.
Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
1. 4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. — … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
- Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
1. 5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
(предлагается памятка « «Факторы успешного речевого развития детей»)
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
Используемая литература:
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 1984 г. — 243 с.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991 год. — 223 с.
- Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
- Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону, 1993г. — 32 с.
- Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М, 1998 г.
- Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И. Ардашева, И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук, О.Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
- Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990 г.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М, 1998.
- Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
- Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, — Ульяновск, 1991г. — 52с.
- Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад — школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. — стр. 75-77.
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
- Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.
2.
3. Приложение №1.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
- Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
- Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? __________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках? ______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности? _______________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2.
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка для родителей)
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
- Создавать условия для общения с другими детьми,
- Речь взрослого – пример для подражания,
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка,
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музе
|