|
Ф. Йейтс. РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕИЛЛЮСТРАЦИИ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПЕРЕД ГЛАВАМИ Глава I. Свадьба Фридриха V и принцессы Елизаветы. Немецкая гравюра. 1613. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995. С. 54. Глава II. Колесо Фортуны. Немецкая карикатура на Фридриха V. 1621. Scheible J. v. Die Fliegenden Blätter des XVI. und XVII. Jahrhunderts. Stuttgart, 1850. Zwischen S. 232 und S. 233. Глава III. Пещера иллюминатов. Гравюра из кн.: Г.Кунрат, Амфитеатр Вечной Мудрости. Ганновер, 1609. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 276. Глава IV. Алхимик в пещере. Из кн.: Т.Швайгхардт, Зерцало Мудрости Розо-Крестовой. [Б.м.], 1618. Гравюра, оказавшая влияние на позднейшую иконографию склепа Христиана Розенкрейца. Johann Valentin Andreae 1586-1986. Die Manifeste der Rosenkreuzerbruderschaft. Katalog einer Ausstellung in der Bibliotheca Philosophica Hermetica. Amsterdam, 1986. Ill. 32. Глава V. Возможная иконографическая параллель к сюжету из "Химической Свадьбы". Немецкая гравюра начала XVII в. Alchemie und Mystik. Hrsgb. Alexander Roob. Stuttgart, 1995. Глава VI. Иоганн Теодор Де Бри (1561-1623). Гравюра из кн.: Р.Фладд. Амфитеатр Анатомии (Anatomiae Amphitheatrum Effigie Triplici). Франкфурт, 1623. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 349. Глава VII. "Незримая Коллегия" Розенкрейцерского Братства. Гравюра из кн.: Т.Швайгхардт, Зерцало Мудрости Розо-Крестовой. [Б.м.], 1618. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 341. Глава VIII. Рене Декарт (1596-1650). Гравюра неизвестного художника, хранящаяся в Архиве Государственного педагогического издательства в Праге. Jan Amos Komensky: Zivot a dilo v dokumentech a v ceském vytvarném uméni. Praha, 1963. Ill. 79. Глава IX. Ф.Бэкон (1561-1626). Миниатюрный портрет работы Николаса Хильярда. Национальная портретная галлерея (Лондон). Strong R. National Portrait Gallery. Tudor and Jacobean Portraits. Vol. 2. London, 1969. Pl. 19. Глава X. Гравюры Дж.Бруно (?) из его кн. "Сто шестьдесят тезисов против... математиков" (Articuli cenlum et sexaginla adversus huius tempestatis mathematicos atque philosophes). Прага, 1588. "Герметическая троица" фигур. Слева направо: "Фигура всеединого ума" (figura mentis), "Фигура рассудка" (figura intellectus), "Фигура любви" (figura amoris). (В тексте трактуются как символы Солнца, Луны и пятиконечной звезды.) В первую фигуру вписано слово Magic ("магия"). Книга вышла с посвящением Рудольфу II. Yates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago, 1964. Pl. 11 (a-c). Глава XI. План Христианополя. Гравюра из кн.: И.В.Андреэ. Описание Христианопольской Республики. Страсбург, 1619. Alchemie und Mystik. Глава XII. Я.А.Коменский (1592-1670) в возрасте 64 лет. Гравюра работы Венцеслава Холлара. Jan Amos Komensky. Ill. 109. Глава XIII. Фронтиспис книги Т.Спрата "История Королевского Общества". Лондон, 1667. Гравюра Венцеслава Холлара по рисунку Джона Ивлина. The Royal Society: its origins and foundations. Ed. Sir Harald Hartley. London, 1960. Pl. 19. Глава XIV. Э.Ашмол (1617-1692). Английская гравюра 1707 г. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 200. Глава XV. Аллегория Геометрии. Гравюра из кн.: М.Майер. Убегающая Аталанта. Оппенхайм, 1617. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 405. Глава XVI. Заря просвещения. Гравюра Иоганна Теодора Де Бри из кн.: Р.Фладд. История Макро- и Микрокосма. Оппенхайм, 1617. Alchemie und Mystik. Приложение. Сотворение мира: свет и мрак. Гравюра Иоганна Теодора Де Бри из кн.: Р.Фладд. История Макро- и Микрокосма. Оппенхайм, 1617. Надпись вверху: "Да будет!". Божественное Слово, воплощенное в голубе, невольно отсекает и включает в свою световую орбиту область хаоса, мрака. Таким образом на Фладдовой эмблеме графически решается проблема присутствия зла в сотворенном Богом мире. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 576.
Илл. 1. Иконографические параллели к "Химической Свадьбе": "Алхимическая смерть"; "Алхимический процесс". Миниатюры из рукописной книги "Занимающаяся Заря" (Aurora Consurgens), Германия, XV в. Две птицы в колбе, пожирающие друг друга, образуют круг, символ единства и совершенства. Стоящее слева от колбы существо символизирует изменения, происходящие с веществами в колбе: меч в его руке обозначает коагуляцию, а стрела дистилляцию и сублимацию. Alchemie und Mystik. См. также: Alchemia: Ideologie und Technologie. München, 1970. Илл. 2. Яков I. Портрет работы Даниэля Майтенса. Национальная портретная галлерея (Лондон). Strong. Tudor and Jacobean Portraits. V. 2. Pl. 354. Илл. 3. Фридрих и Елизавета, король и королева Богемии, Гравюра, напечатанная в Праге по случаю их коронации. 1619. Jan Amos Komensky. Ill. 38. Илл. 4. Филип Сидни. Рисунок Джорджа Вертю с портрета кисти Джона де Критца Старшего. Частная коллекция. Strong. Tudor and Jacobean Portraits. Pl. 571. Илл. 5. Иоганн Валентин Андреэ (1586-1654). Портрет работы неизвестного художника, 1639. Музей земли Вюртемберг в Штутгарте. Johann Valentin Andreae... Katalog. Фронтиспис. Илл. 6. И.В.Андреэ в 1616 г., в год издания "Химической Свадьбы". Гравюра из его книги "Вихрь..." (Turbo Sive moleste et frustra per Cuncta Divagans ingenium). Геликон близ Парнаса, 1616. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 193. Илл. 7. Первая страница рукописи "Автобиографии" Андреэ. Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле, Ms. 57, 11 Aug. 8". Johann Valentin Andreae... Katalog. Ill. 63. Илл. 8. Портрет Генриха Кунрата (1560-1605). Гравюра из его кн.: Амфитеатр Вечной Мудрости. Ганновер, 1609. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 196. Илл. 9. "Амфитеатр Вечной Мудрости". Титульный лист с портретом автора. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 275. Илл. 10. "Алхимик-каббалист". Гравюра из кн.: "Амфитеатр Вечной Мудрости". A Christian Rosencreutz Anthology. P. 277. Илл. 11. Знак монады на полях английского издания "Химической Свадьбы" (перевод Изикьела Фокскрофта). Лондон, 1690. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 69. Илл. 12. Джон Ди. Иероглифическая Монада. Антверпен, 1564. Титульный лист. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 196. Илл. 13. Фридрих V работает на барщине. Немецкая карикатура 1621 г. Надписи: "Барщина", "Хороший голландский сыр", "Корона потеряна", "Я строю на песке", "Я рою яму и сам в нее упаду", "Ах, как бы я хотел вырубить новый деревянный скипетр!"; над группой придворных в правом верхнем углу: "От нас тебе малая польза..." Scheible. Die Fliegenden Blätter. Zwischen S. 278 und S. 279. Илл. 14. Торжествующий Габсбургский Орел и поверженный Пфальцский Лев на вращающемся колесе Фортуны. Немецкая карикатура 1621 г. Bohatcovâ Miriam. Vzâcnâ sbirka publicistickych a portrétnich dokumentù k pocâtku Tricetileté vâlky. Praha, 1982. №140. Илл. 15. Теофил Швайгхардт. Зерцало Мудрости Розо-Крестовой. [Б.м.], 1618. Титульный лист. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 342. Илл. 16. Портрет Роберта Фладда (1574-1637). Гравюра на фронтисписе его книги "Священная Философия" (Philosophia Sacra). [Б.м.], 1626. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 203. Илл. 17. P. Фладд. История Макро- и Микрокосма. Оппенхайм, 1618. Титульный лист, гравированный Иоганном Теодором Де Бри. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 352. Илл. 18. "Божественная гармония". Гравюра Де Бри из "Истории Макро- и Микрокосма" Фладда. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 356. Илл. 19. "Небесные сферы". Гравюра Де Бри из "Истории Макро- и Микрокосма" Фладда. Alchemie und Mystik. Илл. 20. Вид Хайдельберга. Гравюра работы Венцеслава Холлара. Из архива Хайдельбергского университета. Jan Amos Komensky. Ill. 32. Илл. 21. Портрет Михаэля Майера (1568-1622). Гравюра из его книги "Златое Алтарное Приношение Двунадесяти Языков". Франкфурт, 1617. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 393. Илл. 22. Михаэль Майер. О Странствиях, сиречь о Восхождениях Семи Планет. Оппенхайм, 1618. Титульный лист с портретом автора, гравированный Иоганном Теодором Де Бри. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 207. Илл. 23. "По следам Природы". Гравюра из книги Михаэля Майера "Убегающая Аталанта", Оппенхайм, 1617. Alchemie und Mystik. Илл. 24. "Философское яйцо". Гравюра из книги Михаэля Майера "Убегающая Аталанта". Оппенхайм, 1617. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 197. Илл. 25. "Алхимики" (Томас Нортон, аббат Кремер, Василий Валентин). Гравюра из книги Даниэля Стольция "Химический Цветник". Франкфурт, 1624. Перепечатана Стольцием с кн.: М.Майер. Золотой Треножник. Франкфурт, 1618. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 448. Илл. 26. Портрет Марена Мерсенна (1588-1648). Гравюра работы неизвестного художника. Jan Amos Komensky. Ill. 77. Илл. 27. Портрет Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), предположительно написанный Абрахамом Блайенберчем. Национальная портретная галерея (Лондон). Strang. Tudor and Jacobean Portraits. V. 2. Pl. 21. Илл. 28. Страница письма Андреэ герцогу Августу Брауншвейгскому со списком членов Христианского Общества. Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле, Ms. 65. 1 Extrav., 21. В списке упоминаются Вильгельм фон Вензе и Тобиас Адами. Документ написан через много лет после разгрома Общества и грешит неточностями. Johann Valentin Andreae... Katalog. Ill. 46. Илл. 29. Портрет Яна Амоса Коменского в возрасте 74 лет. Гравюра К.Хагензе с портрета работы Криспина де Па, 1665. Национальная библиотека в Видене. Jan Amos Komensky. Ill. 121. Илл. 30. Карел Старший Жеротинский (1564-1636). Рисунок неизвестного художника. Jan Arnos Komensky. Ill. 36. Илл. 31. Уолтер Рэли (ок. 1552-1618). Миниатюрный портрет работы Николаса Хильярда. Национальная портретная галерея (Лондон). Strang. Tudor and Jacobean Portraits. V. 2. Pl. 503. Илл. 32. Густав II Адольф (1594-1632). Гравюра неизвестного художника. Архив Государственного педагогического издательства в Праге. Jan Arnos Komensky. Ill. 51. Илл. 33. Карл II. Протрет кисти сэра Питера Лели. Илл. 34. Роберт Бойль (1627-1691). Фрагмент портрета работы Ф.Керсбума. Из собрания Королевского общества (Лондон). The Royal Society. Pl. 12. Илл. 35. Джон Уилкинс (1614-1672). Портрет работы Мэри Биал, 1672. Из собрания Королевского общества. The Royal Society. Pl. 3. Илл. 36. Фрагмент портрета Элайаса Ашмола (1617-1692) работы Джона Рили, 1689. Музей Ашмола (Оксфорд). The Royal Society. Pl. 25. Илл. 37. Фридрих V Пфальцский (1596-1632) в Гааге. Портрет работы Герарда ван Хонтхорста. Национальная портретная галерея (Лондон). Yates F.A. The Rosicracian Enlightenment. London, 1972. Pl. 28. Илл. 38. Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1644) и его сын Франциск Меркурий ван Гельмонт (1618-1699). Фронтиспис книги Я.Б. ван Гельмонта "Сад Медицины" (Ortus Medicinae). Амстердам, 1648. Портреты обрамлены фамильными гербами ван Гельмонтов. Из собрания Гарвардского университета. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 372.
Стр. 13. Гравюры из книги "Тайные Фигуры Розенкрейцеров" (Geheime Figuren der Rosenkreuzer aus dem 16ten und 17ten Jahrhundert). Альтона, 1785. A Christian Rosencreutz Anthology. Pp. 235, 261. Стр. 40. Фрагмент немецкой карикатуры на Фридриха, 1621 г. В правом верхнем углу: гонец, разыскивающий Фридриха. На переднем плане сам Фридрих изображен как Странник-без-Подвязки и как человек, вынужденный заниматься грубым физическим трудом. Scheible. Die Fliegenden Blätter. Zwischen S. 96 und S. 97. Стр. 58. Фридрих как Странник-без-Подвязки. На заднем плане слева он же с Елизаветой и двумя детьми. Немецкая карикатура, 1621. Scheible. Die Fliegenden Blätter. Zwischen S. 274 und S. 275. Стр. 111. Габсбургский Орел торжествует над поверженным Фридрихом. Немецкая карикатура, 1621. На заднем плане: сидящий на бочке пьяный Фридрих выблевывает Пражский Град и свою корону. На боку бочки надпись: "В триумфе" (лат.). На орлиных перьях: "Оппенхайм", "Альцхайм", "Кройцнах", "Бахнах", "Зимерен". Scheible. Die Fliegenden Blätter. Zwischen S. 30 und S. 31. Стр. 118. "Химическая Свадьба" издания 1616 г. Титульный лист. Стр. 127. Иконографическая параллель к "Свадьбе" Андреэ. "Алхимическая Свадьба". Немецкая гравюра начала XVII в. Alchemie und Mystik. Стр. 169. "Алхимическая Королевская Свадьба". Гравюра из кн.: Даниэль Стольций. Химический Цветник. Франкфурт, 1624. Перепечатана Стольцием с кн.: М.Майер. Золотой Треножник. Франкфурт, 1618 (персонажам приданы черты сходства с Фридрихом V и Елизаветой). A Christian Rosencreutz Anthology. P. 442. Стр. 191. Фрагмент титульного листа кн.: Иоахим Фриций. Высшее Благо: Истинная Магия, Каббала и Алхимия истинных Братьев Розового Креста (Summum Bonum, Quod est Verum Magiae, Cabalae, Alchymiae Verae, Fratrum Roseae Crucis verorum Subjectum), Франкфурт, 1629. A Christian Rosencreutz Anthology. P. 204. Стр. 202. Титульный лист книги Раймунда Луллия (ок. 1235 ок. 1315) "Древо Науки" (Arbor Scientiae), [Лион, 1635]. 500 лет гнозиса в Европе: Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. М.-СПб., 1993. С. 93. Стр. 203. Генрих Корнелий Агриппа Неттесхаймский (1486-1535). Портрет на титульном листе его книги "Об оккультной философии" (De occulta philosophia) [Кёльн], 1533. 500 лет гнозиса в Европе. С. 108. Стр. 244. Титульный лист первого издания "Откровения", опубликованного вместе с отрывком из Боккалини. 500 лет гнозиса в Европе. С. 139. Стр. 251. Иоганн Валентин Андреэ. "Христианская мифология... в трех книгах". Страсбург, 1618. Титульный лист. Johann Valentin Andreae... Katalog. Ill. 41. Стр. 293. "Лабиринт мира". Гравюра из книги Яна Амоса Коменского "Лабиринт мира и рай сердца". [Б.м.], 1631. Jan Arnos Komensky. Ill. 44b. Стр. 384. Слева серебряная регалия капеллана масонской ложи. Изготовлена Полом Ривером для ложи в Лексингтоне, США, 1796. Мудрость древних. С. 73. Справа "Мистический компас". Гравюра из книги Р.Фладда "История Макро- и Микрокосма". Оппенхайм, 1617. Yates. Giordano Bruno. Pl. 16 (a). Стр. 403. "Египетская монада". Гравюра из кн.: Афанасий Кирхер. Памфилиев обелиск (Obeliscus Pamphilius). Рим, 1650. Yates. Giordano Bruno. Pl. 15 (b). Категория: Библиотека » Культурология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|