А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Предисловие

[...] Философия культуры Альберта Швейцера, разрабатывавшаяся им на протяжении всей его жизни, состоят из четырех частей. Первую часть образует книга "Распад и возрождение культуры". Наброски этой книги были сделаны Швейцером, по его собственному признанию, еще в 1900 году. Она подверглась существенной переработке в период первого пребывания Швейцера в Тропической Африке (1914-1917) и появилась в печати лишь в 1923 году. Таким образом, становится очевидным, что культурологическая и этическая концепция, развиваемая Швейцером в этой работе, является плодом длительных раздумий, работы критической мысли, многолетнего созревания философской позиции, ставшей основой убеждений и личного поведения. В публикуемой книге эта часть философской системы занимает первые пять глав и содержит общий очерк теории культуры, этики и мировоззрения, которые в своем единстве образуют основы философии культуры А. Швейцера.

Вторая часть философии культуры Швейцера носит название "Культура и этика". Эта часть работы была написана в начале 20-х годов и вышла из печати в 1923 году. Она состоит из 22 глав, содержание которых тематически разделяется на три больших раздела: общие проблемы теории культуры, этики и мировоззрения; краткая история европейской этической мысли; обоснование новой этики – этики благоговения перед жизнью.

Третья часть философии культуры "Учение о благоговении перед жизнью" (1963) – представляет собой расширенное изложение последних шести глав работы "Культура и этика".

Наконец, Швейцер мечтал написать завершающую часть своей философии культуры в виде отдельной работы под названием "Культурное государство", но это намерение автора так и осталось неосуществленным. Видимо, это не случайно. Человек необычайной искренности, строжайшей честности в своих убеждениях и поступках, Швейцер не сумел преодолеть своих францисканских иллюзий и не нашел в современном обществе ни одного государства, которое могло бы стать аналогом его идеальных представлений о так называемом культурном государстве. Социализма он так и не принял, хотя социалистические государства воспринимал в последние годы своей жизни через призму их миролюбивой политики и рассматривал как надежду человечества.

Обобщенную оценку своей философии культуры Швейцер дал в письме к советскому исследователю его работ В. Петрицкому. Он писал:

"Моя основная работа – философское исследование "Культура и этика". Она вышла в свет в 1923 году в Германии, а вскоре после этого в Англии. В ней я исследую проблему этического содержания нашей культуры. Провести это исследование меня побудил, в частности, Толстой, который произвел на меня большое впечатление. Я установил, что наша культура не имеет достаточно этического характера. Тогда возникает вопрос, почему этика оказывает столь слабое влияние на нашу культуру? Наконец я пришел к объяснению этого факта тем, что этика не имеет никакой силы, так как она непроста и несовершенна. Она занимается нашим отношением к людям, вместо того чтобы иметь предметом наши отношения ко всему сущему. Подобная совершенная этика много проще и много глубже обычной. С ее помощью мы достигаем духовной связи со вселенной.

Идею этой простой и глубокой этики я изложил в лекциях в университете Упсалы (Швеция), а затем в Кембридже и Праге. Тогда же я понял, что она нашла путь к сердцам и мыслям людей. Она нашла признание как в философии, так и в религии. Она уже излагается в школах и кажется детям совершенно естественной.

Конечная цель всякой философии и религии состоит в том, чтобы побудить людей к достижению глубокого гуманизма. Самая глубокая философия становится религиозной, и самая глубокая религия становится мыслящей. Они обе выполняют свое назначение только в том случае, если побуждают людей становиться человечными в самом глубоком смысле этого слова". (Г. Геттинг, Встречи с Альбертом Швейцером, М., 1967, стр. 117-118.)

[...]

В.Карпушин



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 934
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XXII. КУЛЬТУРОТВОРЯЩАЯ ЭНЕРГИЯ ЭТИКИ БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XXI. ЭТИКА БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ Сложны и
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XX. ЭТИКА САМООТРЕЧЕНИЯ И ЭТИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Теперь,
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XIX. ПРОБЛЕМА ЭТИКИ В СВЕТЕ ИСТОРИИ ЭТИКИ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XVIII. ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗМА ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ ВОЛИ К
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XVII. НОВЫЙ ПУТЬ Величие европейской философии в
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XVI. ИСХОД БОРЬБЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XV. ШОПЕНГАУЭР И НИЦШЕ Большим несчастьем следует
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XIV. ПОЗДНИЙ УТИЛИТАРИЗМ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XIII. НАДЭТИЧЕСКОЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ГЕГЕЛЯ Создавая свою
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XII. ШИЛЛЕР, ГЕТЕ, ШЛЕЙЕРМАХЕР Большое значение имело
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ XI. ОПТИМИСТИЧЕСКИ-ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И.-Г.ФИХТЕ Спекулятивная философия в
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ IX. ОПТИМИСТИЧЕСКИ-ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАНТА По общему направлению
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ В ВЕК РАЦИОНАЛИЗМА
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая РАСПАД И ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ I.
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ВРАЖДЕБНЫЕ КУЛЬТУРЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В НАШЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ОСНОВНОЙ ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ Что такое
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ Итак, этическое
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. ОБОСНОВАНИЕ ЭТИКИ В XVII И XVIII
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТИКА В ЭПОХУ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ V. ЭТИКА И КУЛЬТУРА В ГРЕКО-РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В мировых
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Как человечество приходило к
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ПРОБЛЕМА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Для нас, людей
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая КУЛЬТУРА И ЭТИКА I. КРИЗИС
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Великая задача духа
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.В.Папанов К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИАЛОГА Для исследования
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.М.Розин РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Познай
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Г.А.Антипов, О.А.Донских ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА С



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь