Разложение субъективного и объективного
как необходимый результат первоначальной мыслительной работы.
В образовании представлений-вещей процесс определения
впечатлений заканчивается, потому что каждое впечатление
тогда уже прямо определяется как свойство или качество
известной вещи и весь огромный мир впечатлений определяется
как простое отражение сущего вне сознания. Но цельный мир
сознания при этом еще нисколько не определяется в полной
совокупности всех его фактов. Мы уже выше заметили, что
самая возможность процесса объективации впечатлений
определяется только связью их с чувствованиями удовольствия
и неудовольствия и через эти чувствования с волевыми
процессами, направленными к задержанию приятных и к
устранению неприятных впечатлений. Следовательно, полный
мир начального сознания слагается из впечатлений,
чувствований и волевых деятельностей, и потому с
определением мира впечатлений остаются еще целые ряды
явлений, в своем происхождении и значении неопределенных.
Однако определение этих явлений немедленно же наступает с
определением мира впечатлений в представлениях-вещах, когда
вещь становится объектом волевой деятельности, а эта
деятельность причиной в изменении мира впечатлений и
чувствований, т.е. всего наличного содержания сознания. В
этом случае в сознании необходимо определяются различия
внешнего действия вещей и внутреннего действия воли, и
вследствие такого определения весь мир сознания необходимо
распадается на две разные группы. Одни именно явления
причинно производятся изнутри, другие извне, т.е.
одни явления централизуются около внутренней причины,
другие около внешней, и эти-то собственно центры
явлений и определяются в сознании как противоположности Я и
не-Я.
В Я дух становится субъектом воли, в не-Я мир делается
объектом представления. И так как начальное содержание Я
целиком выражается сознанием обособленного единства воли, а
равным образом и в содержании вещи = не-Я нет ровно ничего
такого, что бы не было дано в представлении, то само собой
понятно, что в разложении первичного безразличия
субъективного и объективного субъект есть только воля,
объект есть только представление, а следовательно и
все бытие есть лишь воля и представление. Но эта первая
стадия в процессе разложения субъективного и объективного
имеет одно только переходное значение и в дальнейшем
развитии того же самого определительного процесса
необходимо заменяется новой стадией. Дух, причинно
положивший себя по отношению к своим деятельностям как
волю, не останавливается на этом одностороннем определении
и в новом процессе объяснения своей воли производит еще
новое разложение, отделяя волю, как свое действие, от себя
самого, как от носителя воли. Этот же самый процесс
разложения он производит и в не-Я, определяемом в отношении
волевых деятельностей Я, как представление, и отделяет
представление, как мотив своей волевой деятельности, от
не-Я, как от причины представления и, следовательно,
подлинного объекта своей деятельности. Здесь определение
мира сознания оканчивается. Дух становится субъектом не
одной только воли, а всех вообще явлений сознания, и потому
для всех этих явлений централизующим пунктом делается одна
и та же идея Я.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.