|
М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Об авторе Мишель Эйкем де Монтень (Michel Eyquem de Montaigne, 1533–1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу. Философию он изучал в Гийеньском колледже и университете города Бордо. В 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, Монтень получил судейскую должность. С 1557 был членом парламента Бордо, дважды становился мэром Бордо. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. На взгляды Монтеня повлияли идеи стоицизма и скептицизма. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-моралистического эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции. Целью творчества Монтеня было написание своеобразного “учебника жизни”, так как по мнению Монтеня “нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека”. Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах, где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о "благородном дикаре". Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться. Умер Монтень близ Бордо 13 сентября 1592. Опыты Монтеня это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей. Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более
полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но
Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к
религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он
был излюбленным автором и для либертинов, и для Паскаля, который всю жизнь вел
спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между
1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер. 18 в. вновь оценил
воззрения Монтеня, а 19 в. тонкость его психологических рассуждений. Литература Богуславский В.М. Монтень и философия культуры. В кн.: История
философии и вопросы культуры. М., 1975
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|