<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
§7. Суждение Ленина
Выше мы уже встречались с суждением Ленина о наличии у
Аристотеля многих живых материалов, свидетельствующих о
постоянном философском искательстве Аристотеля и о том, что
последующая философия часто брала из него не живое, а
мертвое и схематическое. С одной стороны, это постоянное
наличие у Аристотеля философско-жизненных стремлений,
несомненно, украшало его философию и ставило ее на самый
высокий уровень. С другой стороны, однако, там, где сама
жизнь заставляла его путаться и не находить никакого
реального и уверенного выхода, там этот слишком подвижный
характер Аристотеля приводил его к неуверенности, к
разложению и даже к краху.
Казалось бы, философ такого огромного масштаба, как
Аристотель, должен был бы в самой ясной форме представлять
себе Гераклита, брать у него все великое и положительное и
отбрасывать случайное и отрицательное. Тем не менее
"Аристотель бьется около этого (то есть около диалектики
Гераклита) и борется с Гераклитом respective с
гераклитовскими
идеями"224.
Аристотель, несомненно, колеблется между идеализмом и
материализмом, причем у Гегеля "скрадены все пункты
колебаний Аристотеля между идеализмом и
материализмом"225.
"Прехарактерно вообще везде, passim живые зачатки и
запросы диалектики... У Аристотеля везде объективная
логика смешивается с субъективной и так притом, что
везде видна объективная. Нет сомнения в
объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу,
мощь, объективную истинность познания. И наивная
запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в
диалектике общего и отдельного понятия и
чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета,
вещи, явления"226.
Это не мешает тому, что "Аристотель вплотную подходит к
материализму"227.
Но это не мешает также и тому, чтобы Аристотель остался
самым настоящим эклектиком. "Аристотель так жалко
выводит бога против материалиста Левкиппа и
идеалиста Платона. У Аристотеля тут
эклектизм"228.
В конце концов Ленин восклицает об Аристотеле: "Прелестно!
Нет сомнений в реальности внешнего мира. Путается человек
именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения
etc., сущности и явления
etc."229.
И путаницу эту в историческом смысле Ленин все же ставит
весьма высоко:
"Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике
Гегеля, а из нее, из логики Аристотеля (который
всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о
диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив
все поиски, колебания, приемы постановки вопросов. Именно
приемы постановки вопросов, как бы пробные системы
были у греков, наивная разноголосица, отражаемая
превосходно у Аристотеля"230.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>