А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




3. ОСНОВНОЕ ЯДРО

Платонизм есть философия Идеи. Идея есть бытие особенное, неземное, вечное. И оно, по учению Платона, главенствует на земле. Земля – лишь отражение Идеи. Какая же социальная структура может быть результатом такого воззрения? Конечно, только та, где господствует опять-таки Идея же. Должен существовать такой политический и экономический строй, который бы обеспечивал Идее торжество в социальной жизни. Отсюда сразу вытекают два противоречивых построения и две противоречивые мысли, которые только платонизм и умеет совместить и даже совместить диалектически. А именно, с одной стороны, не только Платон, но и почти вся греческая политическая литература есть сплошной пессимизм философа в отношении социально-политической жизни, какое-то принципиальное презрение к ней, восхваление "созерцания" в противоположность "практике". С другой стороны, не только сама греческая жизнь, но и греческие философы, эти мудрые созерцатели беспредельного и божественного, отличаются удивительною склонностью к политике и социальному строительству, удивительным пафосом общественности, доходящим до полного азарта и исступления. Страсти оратора и политика свойственны им не менее, чем созерцание и аскетизм. Как это совместить? А так, как платонизм вообще совмещает "идею" и "материю". Мы это уже хорошо знаем. Тут, как мы вполне убедились, у него – диалектический синтез.

Вот это основное ядро социальной философии Платона и нужно прежде всего иметь в виду. Требовалось, след., устроить общество так, чтобы, с одной стороны, оно содержало в себе только Идею и больше ничего, а с другой стороны, чтобы это общество само по себе совершенно не имело никакой цены и заслуживало со стороны философа только презрения.

Не сразу образовалась такая платоническая социальная философия. Попробуем набросать некоторый фон для нее.

Являясь отражением общего языческого мироощущения, греческая политическая литература фиксирует, прежде всего, безликую Силу и Судьбу и зависимость от нее человека. Основной мотив отсюда не может не быть пессимистическим. В первом, натурфилософском, периоде – философ погружен в созерцание всеобщей Стихии, называемой им то Водой, то Воздухом, то Числом, то Беспредельным, и в спокойную решимость покинуть жизнь перед лицом этой стихии. Во втором периоде, у софистов и Сократа, – несколько иной пессимизм. Релятивистический субъективизм софистов совершенно обесценивает принципиальную ценность общественной и государственной жизни; у Сократа же спокойное благодушие перед властями и родиной смешано с беспощадной и принципиальной идеалистической критикой отдельных сограждан. В третьем периоде, у Платона, – ожесточенная полемика против "дурных" форм государства и стремление найти пристанище в утопии, у Аристотеля – тот же примат "созерцания" перед "действием", затушеванный научно-реалистическим тоном исследователя. В четвертом периоде, у эпикурейцев, основное требование морали – "не участвуй в политике", у стоиков – превознесение мирового Закона и государства перед земным и национальным, у скептиков – традиционное изгнание политики. Принципиальное презрение к государству, однако, везде совмещается с удивительно живым и бодрым фактическим в нем участием.

Платоническая социальная философия, таким образом, является довольно типичной для Греции, хотя она и имеет в ней свое вполне определенное хронологическое и систематическое место. Именно, социальная философия Платона совмещает натурфилософскую и антропологическую позицию. Да иначе не могло и быть. Само социальное бытие есть синтез природного и человеческого бытия. Это – человек, данный как природное безразличие и над-индивидуальность; и это – природа, данная, однако, как живая личностная жизнь. Это и дало возможность разработать Платону свою социальную философию во всех подробностях; и это и делает платонизм системой, вполне доросшей и созревшей для социальных выводов.

Обратимся к этим двум социальным моментам, – в аспекте натурфилософии и в аспекте антропологии, – из которых диалектически складывается социальная природа платонизма.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 713
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • Олимпиодор. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ Олимпиодор ЖИЗНЬ ПЛАТОНА Аристотель, приступая к своей
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Раздел II ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Глава 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 14 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ История исследованийЛогическим продолжением
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 13 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ Новые подходы
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 12 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ Общая
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 11 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 10 СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ Общая
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 9 ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Глава 8 ПРОБЛЕМА
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 7 ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 6 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ интерактивная сторона общения
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 5 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Значение методологических
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Вместо заключения Здесь были перечислены только некоторые областиобщественной
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Предпосылки возникновения
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Предисловие Настоящее издание предпринято через восемь лет послепоследнего
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Раздел I ВВЕДЕНИЕ Глава 1 МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 20 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Раздел V ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава 19
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 18 ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ Фокус проблемы личности
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА Исследования социальной установки в
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Глава 16 СОЦИАЛИЗАЦИЯ Понятие социализацииТермин социализация, несмотря на
  • Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 15
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ КРИТОН СОКРАТИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ Если в Апологии Сократ
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ АПОЛОГИЯ СОКРАТА ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕДОН ТЕОРИЯ ЭЙДОСА ЖИЗНИ Изучая Федона после
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ РАННИЙ ПЛАТОН Для понимания того, что такое
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ к четырехтомному изданию диалогов Платона
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ ДРУГИЕ РАННИЕ ДИАЛОГИ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ ПЛАТОНОВСКОЙ
  • А. Ф. Лосев. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ ИОН САМОБЫТНОСТb ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГОСВОБОДА ОТ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь