СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок.
4-65) древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший
оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия,
стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула.
Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и
воплотить в жизнь идею "вселенского" града. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед
общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора
императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь
самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизменным
красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4
в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений до нас дошли "Нравственные
письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в
его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С.
- это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенденции к
монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который находится на небе в
чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога,
телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых
потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в
учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. не столько система теоретических взглядов, сколько
учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от
тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни в
освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и
гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек предмет для
другого человека священный". Страсти и пороки антисоциальны. Благодеяние, по С., это то, что более всего
связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.