КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) китайский
философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства идейного течения,
просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой
которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати магической силы "дэ",
благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К.
"дэ" перестает быть прерогативой правителя каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и
способен на него повлиять; при этом "дэ" в трактовке К. этизируется и означает "достоинство",
"добродетель". Признавая за Небом роль верховного начала, К. в качестве практически действенного мерила земных
дел указывает путь-"дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ". В отличие от
Лао-цзы, трактовавшего "дао" как вселенский принцип, К. понимает его как человеческое "дао"
истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. считает "цзюнь-цзы"
("благородного мужа"), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств
"цзюнь-цзы" относятся "жэнь" гуманность, "и" справедливость, "чжи" знание
и "ли" ритуал. "Жэнь" означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности,
аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в
соответствии с "чином" каждого" старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в
Поднебесной предполагает "исправление имен": правитель должен быть правителем (вести себя как правитель),
подданный подданным и т.п. "Чжи" у К. вовсе не означает праздного многознания, это знание того, что должно
делать и как это сделать. Наконец принцип "ли" означает следование правилам благопристойности, вносящим в
каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и
самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам
"ли", "благородный муж", по К., поддерживает "вэнь" стандарт цивилизованности, созданный
совершенными мудрецами-правителями древности. Учение К. проникнуто духом сохранения традиций: "Я подражаю старине,
а не сочиняю". Показательно, что, по преданию, К. редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре
- "Illy цзин" и "Ши цзин", а также написал комментарий к "И цзин". Найденное сочетание
традиционализма с императивом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе
обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. до н.э. 3 в. н.э.) конфуцианство
превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни,
во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.