ГУМАНИЗМ (лат. humanitas человечность)
мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона,
именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции
"подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"),
перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских
систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был
введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и
самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и
самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов
посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности
"чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К
представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Ф.Петрарку, Дж.Бокаччо,
Леонардо да Винчи, Л.Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Ж.Бодена, Монтеня, Ф.Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, У.фон
Гуттена и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению
философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также
таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гёте, Лессинг, Гердер, Г. был вновь легитимизирован в контексте
реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но
никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного
прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с
экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев
интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер,
Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам
"постиндустриального", "информационного" общества, актуализировало проблему оптимизации
функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания"
и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и
"социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих
качеств" и т.д.). Наряду с этим в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее
многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего
познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае методологического) Г. В
концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи
заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр
дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку
своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила
постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека" (см. Сверхчеловек).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.