ГАРМОНИЯ (греч. harmonia связанность и
соразмерность частей) установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и
человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает
одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание),
сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском
менталитете. Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом,
включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в
античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим
значением у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие",
"договор", "мирное со-бытие"). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его
организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту
закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как
мировой космический закон: "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г.
мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для
рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения
космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса "проверить алгеброй
Г." (A.C. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в
скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской
культурой в качестве ценности: "скрытая Г. лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных,
- не так с сознанием" (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной
закономерности бытия при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом приводит к
формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология),
генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально при
заводе синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в
качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее
соединяется, из расходящегося прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как
холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая
совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да
Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности
духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в
широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры
(как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь,
то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией
является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное
сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм.)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.