ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


ДЖЕМС (Джеймс) (James) Уильям (1842- 1910) – американский психолог и философ, профессор (преподавал, в частности, анатомию и физиологию) Гарвардского университета (1889-1907), основатель прагматизма. Основные сочинения: "Принципы психологии" (1890), "Великие личности и их окружение" (1890), "Нравственная жизнь и философ" (1891), "Воля к вере" (1896), "Многообразие религиозного опыта" (1902), "Существует ли сознание" (1904), "Моральный эквивалент войны" (1904), "Прагматизм – новое название некоторых старых способов мышления" (1907), "Плюралистическая Вселенная" (1909) и др. Прагматизм, благодаря усилиям Д., стал самой известной американской философской школой начала 20 в. "Прагматизм, – утверждал Д., – самая радикальная форма эмпиризма и наименее критичная по отношению к прошлому... Обращаясь к философам-профессионалам, прагматисты избегают абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов. Он обращен к конкретности и адекватности фактов, поступков и силы. Это обозначает примат эмпиризма над рационализмом, свободы и возможности над догматической претензией на окончательную истину. Прагматизм не ищет какого-то особого результата. Это всего лишь метод". В центр своей философии Д. помещал личность с ее интересами, заботами, переживаниями. Метафизика Д. основывалась на идее плюралистической многоформенности действительности. "Плюралистическая Вселенная" у Д. незамкнута, незакономерна, это "царство случая", "великий цветущий, жужжащий беспорядок". Ее невозможно описать какой-либо целостной логической системой. "Радикальный эмпиризм" Д. предполагал, что "опыт и реальность составляют одно и то же", а дух и материя (мысли и вещи, по Д.) различаются лишь функционально. Субъект созвучно собственным интересам выделяет вещи волевым усилием из "потока жизни" – непрерывного потока сознания. Сознание у Д. – "это название несуществующей вещи, оно не имеет права занимать место среди основных принципов. Те, кто еще остается верным ему, цепляются просто за эхо, за слабый отзвук, оставляемый исчезающим понятием "души" в воздухе философии". Не имеется "никакого первичного вещества или качества бытия, кроме того, из которого сделаны материальные объекты и из которого составлены наши мысли о них". Это первовещество, по Д., – "чистый опыт" ("непосредственный", "нескончаемый" жизненный поток, представляющий материал для нашего "последующего отражения", для "наших рефлексий"). Данный принцип нередко именовался "нейтральным монизмом": вещество мира – не дух, не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому. Познание – частный вид отношений между двумя порциями чистого опыта. "Идеи, являясь частью нашего опыта, становятся истинами постольку, поскольку помогают установить связь с другими частями опыта, усвоить его посредством концептуальных схем... идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия". Истина – это процесс верификации полученного знания в контексте его реальной общественной эффективности. Субъект-объектное отношение – производное от него: опыт, согласно Д., не имеет внутренней двойственности. Эта неделимая порция опыта может выступать в одной ситуации – познающим субъектом, в другой – познаваемым предметом или явлением. Мысли являются некоей функцией ("быть сознательным") познания. Д. пытался создать "последнее, наиболее объективное и наиболее субъективное мировоззрение". Согласно Д., сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Люди часто вынуждены на практике принимать решения, для которых не существует никаких достаточных теоретических оснований. Отсутствие и выбора, и действия – тоже решение. Религиозная жизнь, как и любая духовная, по Д., не подлежит редукции. Контакт человека с потусторонним миром радикально обогащает человеческий опыт, расширяя сферу воспринимаемого и постигаемого им. Религиозный опыт должен быть очищен от понятия греха: "...не тотальность вещей несет с собой имя Бога для простого человека. Сверхчеловеческая Личность призвана исполнить человеческие намерения, имеющие ценность. Действуя во внешней сфере, у человека есть враги и границы... Думаю, что лишь конечное существо может быть достойным именем Бога. Если все же абсолют существует (эта гипотеза всегда открыта), то как тотальность более широкая, где Бог представляет идеальное, и эта религиозная гипотеза малодоступна для простого верующего". Религия у Д. – постулат практического действия, результат свободного выбора, опора человека в борьбе против засилья техницизма и культа науки. Д. – один из немногих философов, четко указавших в самом начале 20 в. на всеразрушающую силу идеологического абсолютизма и пагубность авторитаризма. В книге "Воля к вере" Д. писал: "...вспомните Зенона и Эпикура, Кальвина и Пэли, Канта и Шопенгауэра, Герберта Спенсера и Дж.Г. Ньюмэна и представьте себе, что они – не просто поборники односторонних идеалов, но учителя, предписывающие нормы мышления всему человечеству, – может ли быть более подходящая тема для пера сатирика?.. Мало того, представьте себе, что такие индивидуалисты в морали будут не просто учителями, но первосвященниками, облеченными временною властью и имеющими право решать в каждом конкретном случае, какое благо должно быть принесено в жертву и какое может остаться в живых, – это представление может прямо привести в ужас". Социальным измерением плюралистического прагматизма Д. выступила демократия американского образца, а сам его прагматизм, основанный на ценностях опыта гражданина демократического общества, – единством религиозной интуиции, философского познания и соответствующей политической идеологии. (Не удивительно, что первый немецкий перевод "Многообразия религиозного опыта" Д. вышел без главы, в которой автором была предпринята попытка обоснования политеизма.) Непреходящая значимость понимания "истины по Д.", когда вместо осуществления теоретического постижения мирового порядка была предложена ориентация на поиск наиболее эффективных репертуаров социальной организации и институализации общества, видится в конце 20 ст. все же в том, что в границах его "плюралистической вселенной" столько же центров организации, сколько самосознающих воль. (См. также Прагматизм, Неопрагматизм.)

A. A. Грицанов


К НАЧАЛУ


Просмотров: 442
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XVI МИСТИЦИЗМ B прежних лекциях мне
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция X ОБРАЩЕНИЕ окончание Настоящую лекцию мы
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция IX ОБРАЩЕНИЕ Обращение, возрождение, обретение благодати
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция VIII РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Последняя лекция должна
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция VI СТРАЖДУЩИЕ ДУШИ В прошлой лекции
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция IV РЕЛИГИЯ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ На вопрос:
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция III РЕАЛЬНОСТЬ НЕВИДИМОГО Религиозную жизнь человека
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция II ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Большинство сочинений по
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция I РЕЛИГИЯ И НЕВРОЗ Религиозные переживания
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Посвящаю эту книгу Е.П.С. в знак сыновней
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XI СВЯТОСТЬ В последней лекции перед
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XIV ЦЕННОСТЬ СВЯТОСТИ Мы только что
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ Рассмотрение
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XIX ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ Заканчивая
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция XX ВЫВОДЫ В предыдущих лекциях мы
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие В заключительной лекции я принужден был
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая ОГНИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Мы на
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая АКТ ВЕРЫ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Из
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая О РЕЛИГИОЗНОМ МЕТОДЕ 1 Каждый
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая О ЧУДЕСНОМ И ТАИНСТВЕННОМ 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Одиннадцатая ОТВЕРЗАЮЩЕЕСЯ ОКО 1 Тот, кто
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая О РЕЛИГИОЗНОМ СОМНЕНИИ 1 Существует
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тринадцатая РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ПОШЛОСТИ 1 Человечество
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая О ВЫРОЖДЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Т о м В т о р
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восемнадцатая О РЕЛИГИОЗНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ 1 Если
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Наталии Николаевне Ильиной Т о м П
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая О СУБЪЕКТИВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая О ДУХОВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь