БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), настоящее имя
Джованни Фиданца (1217-1274) средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула
"Серафического Доктора". Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим
будущим учителем Александром из Гельса (1185-1245), который произвел сильное впечатление на молодого Б. Благодаря своему
учителю Б. стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 Б. принимает
сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает при ретроспективной оценке его статуса во францисканской
традиции как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве
противостоящего книжной учености. Б. автор трактата "Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант
как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда переход ("транзитус") из мира рабства в мир
свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем
начинается с низшей тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие
Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей,
виновник которых Бог. Третья ступень узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа
преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей
славе. На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267-1268 Б., будучи уже генералом
францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет трактат "Сопоставления". В эту
трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как "Декалог", "Дары Св. Духа",
"Шестоднев". Б. не разделяет теологию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую
вертикаль от конечного к бесконечному в свет Откровения. Философия эта пролог к богословию. Мир это книга, которую
нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем,
разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи
вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром. Материя также не лишена некоторой
активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос о
том, что если материя сотворена Богом "из ничего", то откуда она приобретает присущую ей определенную
активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет
единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его
сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882-1902 отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.