АПЕЙРОН (греч. ? отрицательная частица, peiron
- предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических
картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа.
В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта носителя этого свойства (Парменид, Зенон
Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ
содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники
трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут
(прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и
призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве
"первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то
и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль
Анаксимандра об А. результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то
нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр
решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или
всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. абстрактному, неопределенно-бескачественному,
материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже
последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной
стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции
"беспредельное предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член
упомянутой оппозиции "предел А." предшествовал аристотелевской модели "форма материя", выступая
прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.