|
Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. АБРАХАМ МАСЛОУПредисловие Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой роста и развития личности, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благополучию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых способен достичь каждый индивидуум. Маслоу один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Маслоу был более всего заинтересован в исследовании новых проблем и
областей. Его работы это скорее собрание мыслей, точек зрения и
гипотез, нежели развитая теоретическая система. Подход Маслоу к
психологии хорошо выражен начальной фразой одной из самых влиятельных
его книг "К психологии бытия" [17]:
"На горизонте брезжит новое представление о болезни и здоровье
человека психология, которая вызывает такое волнение и обещает
столько прекрасных возможностей, что я уступаю искушению представить
ее публично до того, как она проверена и подтвердилась, до того, как
она может быть названа фундаментальным научным знанием" [17, с. 3].
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 г., в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук в 1931, доктора в 1934. Маслоу изучал поведение приматов под руководством Харии Харлоу и бихевиоризм под руководством Кларка Халла, известного экспериментатора. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу занимался с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Сильное влияние оказал на него Макс Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, блестящий культур-антрополог. Интерес Маслоу к практическому применению психологии восходит к самому началу его карьеры. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал широкие исследования человеческого сексуального поведения. Его исследования в этом направлении поддерживались психоаналитическими представлениями о важности секса для человеческого поведения. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Во время второй мировой войны, когда Маслоу увидел. как мало значит психология в решении основных мировых проблем, его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Он хотел посвятить себя "нахождению психологии для дел мира" [6, с. 54]. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в конце концов выразился в "Эупсихическом менеджменте" [15] собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией, написанных в течение лета, когда Маслоу работал наблюдателем на маленьком предприятии в Калифорнии. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреидеиский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти в 1970 году. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968-1970 гг. Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Хотя Маслоу считается одним из основателей гуманистической
психологии, сам он не любил ограничивающих ярлыков.
"Нет необходимости говорить о "гуманистической"
психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я -
антибихевиорист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает
двери и отрезает возможности"
[6, с. 57]. ИДЕЙHЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Психоанализ
"Человеческая природа далеко не так плоха, как о ней
думают" [17, с. 4].
Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на
мышление Маслоу. Пройденный им анализ произвел на него сильное
впечатление, показав огромную разницу между интеллектуальным знанием и
актуальным переживанием "нутра".
"Немного упрощая, можно сказать, что Фрейд представляет
нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее
здоровой частью" [17, с. 5].
Маслоу считал, что психоанализ лучшая система для анализа
психопатологии и наилучшая возможная психотерапия (это было в 1955
г.). Вместе с тем он находил психоанализ совершенно
неудовлетворительным в качестве общепсихологической теории всего
человеческого мышления и поведения.
"Представляется одностороннее, искореженное подчеркивание
человеческих слабостей и недостатков, и это претендует на полное
описание человека... Практически все формы деятельности, которыми человек
гордится, которые придают значение, ценность и богатство его жизни,
либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом" [19, с. 71].
Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культуры и личности, которые применяли психоаналитические теории к анализу поведения в других культурах. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера "Пути народов" [23], где анализируется, как большая часть человеческого поведения определяется культурными стереотипами и предписаниями. Впечатление было столь сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследований. Маслоу также серьезно изучал гештальт-психологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальт-психолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения целого, а не изолированных частей. Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм - это единое целое, и что происходящее в любой его части затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Маслоу посвятил ему книгу "К психологии бытия". В
предисловии он писал:
"Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая
психология, то я бы сказал, что она представляет собой интеграцию
Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными
психодинамическими психологиями) под эгидой научного духа моих
учителей из Висконсинского университета" [17, с. V]. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|