А. Бергсон. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

- Оглавление -



Примечания

  1. Мысль считать жизнь выходящей за пределы как целесообразности так и механизма, далеко не нова. В частности, она основательно изложена в трех статьях Дюнана о Проблеме жизни (Revue philopsophique, 1892). В развитии этой идеи мы не раз встречаемся с Дюнаном. Однако, наши воззрения по этому пункту, а также касающиеся связанных с ним вопросов, уже давно были изложены нами в "Очерке непосредственных данных сознания". Paris 1889). Одной из главных задач этой работы было выяснение того, что психологическая жизнь не представляет ни единства, ни множественности, что она выходит за пределы механического и разумного, ибо механизм и целесообразность имеют смысл только там, где есть отчетливая множественность, протяженность и, следовательно, собрание прежде существовавших частей: "реальная длительность" означает разом непрерывность и творчество. В настоящей работе мы применяем те же идеи к жизни вообще, рассматривая ее, впрочем, с психологической точки зрения.

  2. Материя и память. Париж 1896 г., гл. II и III.

  3. Calkins, Studies on the life history of Protozoa (Arch. f. Entwickelungsmechanik, vol. XV, 1903, p. 139-186).

  4. Sedgwick Minot, On certain phenomena of growing old. (Proc. of. the American Assoc. per. the advancement of science, 39-th meeting, Salem 1891, p. 271-288).

  5. Le Dantec, L'individualité et l'erreur individualiste, Paris 1905, p. 84 et suiv.

  6. Metchnikoff, La dégéné rescence sénile (Année biologique, III, 1897, p. 249 et suiv.). Cf. du même auteur: La nature humaine, Paris 1903. p. 312 et suiv.

  7. Гуго де-Фриз. Мутации и периоды мутации при происхождении видов. СПб. 1912 г. Изд. М.И.Семенова (прим. ред.).

  8. Roule, L'embryologie générale. Paris 1893, p. 319.

  9. Необратимость ряда живых существ хорошо показана Baldwin'oм (Development and evolution, New-York 1902, en particulier p. 327)

  10. Мы особенно настаивали на этом пункте в Essai sur les données immédiates de la conscience, pages 140-151. P. п. г. Гессена: "Время и свобода воли".

  11. В прекрасной книге Гений в искусстве Séailles развивает это двойное положение о том, что искусство продолжает природу и что жизнь есть творчество. Мы охотно принимаем вторую формулу, но нужно ли понимать под творчеством синтез элементов, как это делает автор? Ведь, если элементы существуют ранее, то синтез их уже был бы готов в скрытом состоянии, будучи наперед дан как одно из их возможных сочетаний. Какой-нибудь сверхчеловеческий разум мог бы дать его наперед, как одну из этих возможностей. Наоборот, мы полагаем, что в области жизни элементы не имеют отдельного реального существования. Это различные воззрения мысли на нераздельный процесс. Благодаря несоизмеримости между предыдущим и последующим, благодаря длительности, прогресс не является закономерным.

  12. Rütachli, Untersuchungen über mikroskopische und das Protoplasma, Lepizig 1892, первая часть.

  13. Rhumbler, Versuch einer mechanischen Erklärung der indirekten Zell- und Kerntheilung (Roux's Archiv, 1896).

  14. Berthold. Studien über Protoplasma-mechanik, Leipzig 1886, s. 102. Cp. объяснение, предложенное Dant'ом, Théorie nouvelle de la vie. Paris 1895, p. 60.

  15. Cope. The primary factors of organic evolution. Chicago 1896, p. 475-484.

  16. Maupas. Etude des Infusoires ciliés (Arch. de Zoologie expérimentae, 1883), p. 47, 491, 518, 549 в особенности. – P. Vignon. Recherches de cytologie générale sur les épithéliums. Paris 1902, p. 655. – Глубокое изучение движений инфузории и проницательная критика идеи тропизма были выполнены в последнее время Iennings'ом (Contributions to the study of the behavior of lower organisms. Washington 1904). "Тип поведения" этих низших организмов, как его описывает Sennings, (p. 237-252) несомненно психологического порядка.

  17. "The study of the sell has on the whole seemed to widen rather than to narrow the enormous gap that separates even the lowest formes of life from the inorganic world", (E.B.Wilson, the sell in development and inheritance, New-York 1897, p. 330).

  18. Dastre, La vie et la mort, p. 43. Есть рус. пер. изд. "Прометей".

  19. Laplace. Introduction à la théorie analytique des probabilités (Oeuvres complè tes, Vol. VII, Paris 1886, p. VI).

  20. Du-Bois-Reymond. Ueber die Grenzen des Naturerkennens, Leipzig 1892.

  21. В современном неовитализме нужно различать две стороны: во-первых, утверждение, что чистый механизм недостаточен, – очень авторитетное утверждение, когда оно исходит от такого ученого, как Дриш или Рейнке, напр.; а во-вторых, гипотезы которыми этот витализм дополняет механизм ("Энтелексий" Дриша, "доминанты" Рейнке, и т.д.). Наиболее интересной бесспорно является первая из этих сторон. См. прекрасные работы Driesch: Die Localisation morpho-genetischor Vorgänge, Leipzig 1899; Die organischen Regulationen, Leipzig 1901; Naturbegriffe und Natururtheile, Leipzig 1904; Der Vitalismus als Geschichte und als Lehre, Leipzig 1905. – Reinke; Die Welt alt That, Berlin 1899; Einleitung in die theoretische Biologie, Berlin 1901, Philosophie der Botanik, Leipzig 1905.

  22. P.Guédin. Les connaissances actuelles sur la fécondation chez les Phanérogames, Paris 1904, p. 144-148. Cf. Delage. L'Hérédité, 2-e édition 1903, p. 140 et suiv.

  23. Möbius. Beiträge zur Lehre von der Fortplanzung der Gewächse, Iena 1897, стр. 203-206 в особенности. – Cf. Hartog. Sur les phénomènes, de reproduction (Année biologique, 1895, p. 707-709).

  24. Paul Janet. Les causes finales. Paris 1876, p. 83.

  25. Ibid. p. 80.

  26. Darwin. Origine des espèces, trad. Barbier, Paris 1887, p. 46.

  27. Bateson. Materials for the Study of variation. London 1894, особенно стр. 567 и след. Cf. Scott. Variations and mutations (American Journal of Science, Nov. 1894).

  28. De Vries. Die Mutationstheorie. Leipzig 1901-1903. Cf. Species and varieties. Chicago 1905.

  29. Darwin. Origine des espèces, trad. Barbier, p. 198.

  30. Происхождение видов, стр. 11 и 12.

  31. О гомологии волос и зубов см. Brandt. Ueber... eine mutmassliche Homologie der Haare und Zähne (Biol. Centralblatt, vol. XVIII, 1898), в особенности стр. 202 и след.

  32. Недавние опыты показали, впрочем, что изменение Artemia представляют более сложное явление, чем думали раньше. См. об этом Samter et Heymons. Die Variation bei Artemia salina (Anhang zu den Abhandlungen der k. preussischen Akad. der Wissenschaften, 1902),

  33. Eimer. Orthogenesis der Schmetterlinge, Leipzig 1897, p. 24. Cf. Die Entstehung der Arten, p. 53.

  34. Eimer. Die Entstehung der Arten, Iena 1888, p. 25.

  35. Eimer. Ibid, p. 165 и след.

  36. Salensky. Hététeroblastie (Proc. of the fourth international Congress of Zoology, London 1889, p. 111-118).

  37. Wolf. Die Regeneration der Krodelenlinse (Arch. f. Entwickelungsmechanik, I, 1895, p. 380 и след.).

  38. Fischel. Ueber die Regeneration der Linse (Anat. Anzeiger, XIV 1898, p. 373-380).

  39. Cope. The origin of the fittest, 1807; The primary factors of organic evolution. 1896.

  40. Guénot. La nouvelle théorie transformiste (Revue générale des sciences, 1894). Cf. Morgan, Evolution and adaption. London 1903, p. 357.

  41. Brown-Séquart, Nouvelles recherches sur l'épilepsie due à certaines lésions de la moelle épinière et des nerfs rachidiens (Arch. de physiologie, vol. II, 1869, p. 211, 422 et 497).

  42. Weissmann. Aufsätze über Vererbung. Iena 1892 p. 376-378, а также Vorträge über Descedenztheorie, Iena 1902, p. 76.

  43. Brown Séquart, Hérédité d'une affection due à une cause accidentelle (Arch. de physiologie, 1892, p. 686 и след.).

  44. Voisin et Peron. Recherches sur la toxicité urinaire chez les épileptiques (Archives de neurologie, vol. XXIV, 1892 et XXV, 1893) Cf. труд Вуазена L'épilepsie.

  45. Charin, Delamare et Moussu, Transmission expérimentale aux descendants de lésions développées chez les ascendants (C.R. de l'Ac. des sciences, vol. CXXXV, 1902 p. 191). Cf. Morgan, Evolution and adaption, p. 257 et Delage, L'hérédité, 2 édit. p. 388.

  46. Charrin et Delamare. Hérédité (C.R. de l'Ac. des sciences vol. CXXXIII, 1901, p. 69-71).

  47. Charrin. L'hérédité, pathologique (Revue générale des Sciences, 15 Janvier 1896).

  48. Giard. Controverses transformistes. Paris 1907, p. 147.

  49. Были указаны еще некоторые аналогичные факты, но всегда в мире растений. См. Blaringhem. La notion d'espèce et la théorie de la mutation (Année psychologique, vol. XII, 1906, p. 95 et suiv. et De-Vries, Species and Varieties, p. 655).

  50. См. об этом "Материя и память", гл. I, и. р. перевод.

  51. Эта точка зрения на приспособление была высказана Марэном в его замечательной статье о происхождении видов (Revue scientifique, nov. 1901, р. 580).

  52. De Saporta et Marion. L'évolution des Cryptogames. 1881, p. 37.

  53. Соре, op. cit., p. 76.

  54. Подобно тому, как растение в некоторых случаях возвращает себе способность к движению, обыкновенно замершую в нем, так и животное в исключительных случаях ставит себя в условия растительной жизни, развивая в себе нечто, вроде функций хлорофилла. Недавние опыты Марии фон Линден, по-видимому, показали, что куколки и гусеницы различных чешуекрылых под действием света поглощают углерод из углекислоты атмосферы. (M. von Linden, L'assimilation de l'acide carbonique par les chrysalides des Lépidoptères, C.R. de la Soc. de biologie 1905 p. 692 et suiv.).

  55. Archives de phisiologie, 1802.

  56. De Manacéine, Quelques observations expérimentales sur l'influence de l'insomnie absolue (Arch. ital. de biologie, t. XXI, 1894 p. 322 et suiv.) Недавно аналогичные наблюдение были сделаны над человеком, умершим после 35-дневного голодания. См. об этом в Année biologique de 1898, резюме одной русской работы (Таракевича и Щасни).

  57. Уже Кювье сказал: "Нервная система – это, в сущности, все животное, другие системы существуют только для того, чтобы ей служить". (Sur un nouveau rapprochement à établir entre les classes qui composent le règne animal, Archives du Muséum d'histoire naturelle. Paris. 1812, p. 73-84). Конечно, эта формула нуждается во многих ограничениях, не считаясь, напр., со случаями регресса и упадка, когда нервная система отступает на задний план; к нервной системе главным образом надо причислить, с одной стороны, аппараты внешних чувств, с другой – двигатели, между которыми она служит посредником. Cf. Poster, art. Physiologye de i'Encyclopedia Britannica, Edinburgh 1885, p. 17.

  58. См. об этих различных предметах соч. Gaudry: Essai de paléontologie philosophique, Paris 1896, p. 14-16 et. 78-79.

  59. См. об этом Shaler. The Individual. New-York 1900, p. 118-125.

  60. Рене Кентон (Quinton) оспаривает этот пункт. Он считает плотоядных и жвачных, млекопитающих, а также некоторых птиц, более поздними, чем человек (L'eau de mer milieu organique. Paris 1904. p. 435). Заметим мимоходом, что наши общие заключения, сильно отличаясь от его, вовсе не могут считаться непримиримыми с ними; ибо если развитие было таково, как указано нами, то позвоночным пришлось сделать усилие, чтобы удержаться в наиболее благоприятных условиях действия, в тех самых, которые были поставлены жизни сначала.

  61. П. Лакомб указал основное влияние великих изобретений на развитие человечества (P. Lacombe. De l'histoire considérée comme science, Paris 1894. См. в особенности pp. 168-247. – Есть русский перевод под заглавием "Социологические основы истории". Изд. Павленкова).

  62. Bouvier. La nidification des Abeilles à l'air libre (C.R. de l'Acad. des sciences, 7 Mai 1906).

  63. Platon. Phèdre. 265 e.

  64. Мы еще вернемся к этому пункту и следующей главе.

  65. Мы вернемся к этому пункту в III главе.

  66. Материя и память, гл. I.

  67. См. работы Дарвина: Ползающие растения и оплодотворение орхидей насекомыми,

  68. Buttel-Кeepen. Die phylogenetische Entstehung des Bienenstaates (Biol. Centralblatt, XXIII, 1903), стр. 108 в особенности.

  69. Fabre. Souvenirs entomologiques, 3-e série, Paris 1890, p. 1-69.

  70. Fabre. Souvenirs entomologiques, 1-e série, 3 édit. Paris 1894, p. 9З et suiv.

  71. Fabre. Nouveaux souvenirs entomologiques, Paris 1882, p. 14 et suiv.

  72. Peckliam. Wasps, solitaty and social. Westminster 1905, стр. 28 и след.

  73. См. в особенности из недавних работ: Bethe. Dürfen wir den Ameisen und Bienen psychische Qualitäten zuschreiben? (Arch. f. d. ges. Physiologie, 1898). и Forel, Un'aperçu do psychologie comparée (Année psychologique, 1895).

  74. Материя и память, главы II и III.

  75. Le paralogisme psycho-physiologique (Revue de métaphysique, novembre 1904). Есть p. перевод в издании M.И.Семенова.

  76. Один уже цитированный нами геолог, N.S.Shaler, превосходно замечает: "когда мы переходим к человеку, нам кажется, что мы видим здесь освобождение духа от прежнего рабства телу, что интеллектуальные элементы развиваются чрезвычайно быстро, в то время как строение тела в существенном не изменяется". (Shaler, The interpretation of nature, Boston 1899, p. 187).

  77. Мы развивали этот пункт в "Материи и памяти", гл. II и III, в частности стр. 78-80 и 169-186.

  78. Faraday. A speculation concerning electric conduction (Philos. Magazine, 3-e serie vol. XXIV).

  79. Наше сравнение только развивает содержание термина λόγоς, как его понимал Плотин. Ибо, с одной стороны, λόγоς этого философа представляет способность обобщать и сообщать одну сторону или одну часть ψυχή а, с другой стороны, Плотин иногда говорит о нем, как о слове в смысле речи (discours). Вообще, устанавливаемое нами в первой главе отношение "протяжения" (extension) и "напряжения" (distension) в известном смысле походит на то, которое предполагает Плотин (и развитие которого должно вдохновить г. Равессона), считая пространство, конечно, не обращением первоначального Существа, но некоторым ослаблением его сущности одним из последних этапов его развития. (См. в особенности Enn. IV, III.9-11 и III, VI.17-18). Однако, древняя философия не понимала, какие последствия вытекают отсюда для математики, так как Плотин подобно Платону возводил математические свойства в абсолютные реальности. В особенности древняя философия сделала крупную ошибку своим чисто внешним уподоблением времени пространству. Она трактовала о первом, как о втором, считая изменение деградацией неподвижности, а ощущаемое – низшей ступенью умопостигаемого. Поэтому философия древности, как мы покажем в следующей главе, не понимала истинных функций и способностей интеллекта.

  80. Bastian. Le cerveau. Paris 1882, vol. I, 166-170.

  81. Мы развили этот пункт в предыдущей работе "Очерк непосредственных данных сознания". Paris 1889, р. п. "Время и Свобода Воли".

  82. Ор. cit., chap. I et III, passim.

  83. Мы имеем здесь в виду в особенности глубокие исследования Эд. Ле-Руа, напечатанные в "Revue de métaphisique et de morale".

  84. Герой известной мольеровской комедии, не знавший что он всегда говорил прозой. – Примеч. переводчика.

  85. Материя и память, гл. III и IV.

  86. См. о различиях качества энергии Duhem. L'évolution de la mécanique. Paris 1905, стр. 197 и след.

  87. Boltzman. Vorlesungen über Gastheorie, Leipzig 1898, стр. 253 и след.

  88. Андре Лаланд в своей богатой фактами и мыслями книге (La dissolution opposée à l'évolution, Paris, 1899) показывает, что все в мире идет к смерти, несмотря на кратковременные задержки со стороны организмов. – Но даже беря только неорганическое вещество разве мы имеем право распространять на всю вселенную наши выводы, относящиеся к нынешнему состоянию солнечной системы? Ведь рядом о умирающими мирами существуют миры зарождающиеся. С другой стороны, в органическом мире смерть индивидов вовсе не является ни уменьшением "жизни вообще", ни тяжелой, но неизбежной необходимостью. Как мы уже не раз замечали, жизнь никогда не стремилась к неограниченному продолжению существования индивида, хотя она могла бы сделать это, – ведь осуществила же она столько удивительных вещей. Вообще можно подумать, что смерть индивида является для жизни желательной или, по крайней мере, допустимой, для возможно большого прогресса жизни вообще.

  89. Этот пункт развит в нашей работе: "Введение в метафизику", и. р. п.

  90. Serkovski, мемуар (на русском языке), разобранный в Année biologique, 1898, стр. 317.

  91. Ed. Perrier. Les colines animales, Paris 1897 (2-e éd.).

  92. Delage, L'Hérédité, 2-e édit., Paris 1903, p. 97. Cp. того же автора: La conception polyzoï que des êtres (Revue scientifique, 1896, p. 641-653).

  93. Эта теория поддерживается Кунстлером, Делажем, Седжвиком, Лаббэ и др. Развитие ее, а также библиографические указания можно найти в труде Busquet. Les êtres vivants, Paris 1899.

  94. Даваемый здесь анализ идеи "ничто" уже был напечатан в "Revue philosophique", novembre 1906.

  95. Кант. Критика чистого разума: "В отношении к содержанию нашего знание вообще... отрицательное положение имеет специальную задачу, именно, только удерживать нас от заблуждения". (Русский перевод Н.Лосского. СПб., 1907 г., стр. 398. Сравн. Sigwart, Logik, 2-е édit, vol. 1, p. 150 et suiv. (Есть русский перевод).

  96. Это значит, что мы не считаем опровержением софизма Зенона тот факт что геометрическая прогрессия а (1 + 1/n + 1/n2 + 1/n3 + ...) где а означает первоначальное расстояние между Ахиллом и черепахой, а n – отношение их скоростей, что эта прогрессия имеет конечную величину, если n больше 1-цы. Относительно этого пункта, мы отсылаем читателя к рассуждениям Эвелена, которые мы считаем вполне убедительными. (См. Evellin "Infini et quantité". Paris 1880, p. 63-97. Revue philosophique, vol. XI, 1881, p. 564-568). Дело в том, что математика, как мы пытались доказать в одной на предшествовавших работ, оперировала и может оперировать только с протяжениями. Но и им приходится отыскивать способы перенесение делимости пути движения на самое движение, которое не является протяжением. A затем им нужно восстановить согласие между опытом и понятием о движении, как протяжении (противоречащем опытам и чреватом нелепостями), т.е. о движении, которое накладывается на свою территорию и произвольно разлагается на части, подобно ей.

  97. Platon, Timée, 37 d.

  98. Мы пытались показать, что в этой идее правильно и что ложно, поскольку дело идет о пространстве, в 3-ей главе настоящей книги. Мы считаем эту идею совершенно ложной, поскольку дело идет о времени.

  99. Aristote, De Anima, 430 a 14: καί εστιν ό τоιоύτоς νоύς τώ πάντα γίνεσθαι, ό δέ τώ πάντα πоιεΐν, ώς εζις τις, оίоν τό φώς. τρόπоν γάρ τινα καί τό φώς πоιεΐ τά δυνάμει δντα χρώματ ένεργεία χρώματα.

  100. De Cœlo, II, 287 а 12: της έσχάτης περιφоράς оύτε κενόν έστιν έξωθεν оύτε τόπоς. Phys., IV, 212 a 34: τό δέ πάν εστι μεν ώς κινήσεται έστι δ'ώς оύ. Ως μέν γάρ όλоν, άμα τόν τόπоν оύ μεταβάλλετ κύκλφ δέ κινήσεται, τών μоρίων γάρ оύτоς ό τόπоς.
  101. De Cœlo, I, 279 a 12: оύδε χρόνоς έστίν έξω τоύ оύρανоύ. Phys., VIII, 251 b 27: ό χρόνоς παθоς τί κινήδεως.

  102. Мы почти оставили здесь в стороне удивительные, но несколько беглые интуиции, впоследствии схваченные, закрепленные и углубленные Плотином.

  103. Descartes. Principes. II, 29.

  104. Ibid. II №36 et suiv.

  105. Мы пытались разъяснить эти сходства в нашем курсе о Плотине, читанном и Collège de France в 1897-98 г. Они очень многочисленны и осязательны. Аналогия доходит даже до формул, употребляемых там и здесь.
Просмотров: 2253
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • ЙОГА-СУТРЫ по Вивекананде, перевод 1906 года | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, перевод с английского
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод В. Данченко | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод В.Данченко 1991 Первая четверть: Совмещение
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод А. Фалькова | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Фалькова Глава первая ОСНОВЫ РАБОТЫ
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод К.Свенссон | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Английский перевод с санскрита К.СвенссонИз кн.:
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод А. Фалькова | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Ригина 1987The Yoga-sutras of Patanjali.
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод Шри Т. К. В. Десикачара | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Т.К.В.ДесикачараТекст позаимствован на сайте www.universalinternetlibrary.ru
  • ЙОГА-СУТРЫ по Вивекананде, новый перевод | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, новый перевод с
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод Е. Островской и В. Рудого | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Е.Островской и В.РудогоИз кн.: Классическая
  • ЙОГА-СУТРЫ, перевод Сэра Ганганатха Джха | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Сэра Ганганатха ДжхаТекст позаимствован на
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. О ДУХОВНОМ И МИРСКОМ ДЕЛАНИИ Но
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Предлагаемая книжка, уже давно задуманная,образует как
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ЧТО ДЕЛАТЬ Издавна 150 свидетельство тому
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. УСЛОВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Постараемся прежде
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ Что жизнь, как она
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. САМООЧЕВИДНОСТЬ ИСТИННОГО БЫТИЯ Раз поставив этот
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. ОПРАВДАНИЕ ВЕРЫ Но, конечно, и этого
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ Искание смысла жизни есть,
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | Словарь АБХИДХАРМА чос мнгон па: Одна из трех
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ Мы разобрали с вами
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие Моя мать, Кунсанг Дечен, умерла 24
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЯМЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ Мы уже рассмотрели три первые
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ СИЯЮЩЕЕ БАРДО ДХАРМАТЫ Третье бардо, сияющее бардо
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ КАК УМИРАТЬ Нам следует признать непостоянство всех
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ МУЧИТЕЛЬНОЕ БАРДО УМИРАНИЯ О чем мы говорили
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАКТИКА ДХАРМЫ В предыдущей главе было выделено
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ БАРДО ЭТОЙ ЖИЗНИ Есть много способов
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ Руководствуясь своим великим умением, мудростью
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Тулку Ургьена Ринпоче Есть наставление о
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Эта книга посвящена памяти моей матери, Кунзанг
  • В. Данченко. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ | ПЕРВЫЙ ШАГ: ЧЕСТНОЕ САМОПРОЯВЛЕНИЕ Из Комментариев к Тезисам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь