Отражение чувств в психологическом консультировании

   В процессе психологического консультирования эмоции и чувства неизбежны: они и показывают проблему, и способствуют решению проблемы.
   Принципы работы с чувствами и эмоциями в психологическом консультировании:
   1. Следует помнить, что чувства это те же самые эмоции: если какие-то воспоминания систематически вызывают одни и те же эмоции (характерные эмоции), то можно говорить, что по отношению к объекту воспоминания существуют определенные чувства. Поэтому, с одной стороны, в процессе психологического консультирования по характерным эмоциям можно судить об истинных чувствах клиента, а также, с другой стороны, изменения в этих эмоциях могут свидетельствовать об изменениях в чувствах клиента, что может и должно являться важным свидетельством в пользу успешного или не успешного течения консультации.
   2. Чувства и эмоции очень важны в процессе консультирования, но не могут и не должны являются самоцелью, хотя сильные чувства (страх, боль, тревога, жалость, надежда, любовь и др.) могут помочь в работе. Вместе с тем они могут и помешать, потому что психолог-консультант обычно апеллирует к разуму клиента. Ориентация исключительно на чувства и эмоции может свести на нет рациональное вмешательство.
   3. Познание и отражение чувств клиента - одна из главнейших техник консультирования. В работе важно обращать внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Если психолог желает отражать чувства клиента, он внимательно выслушивает признания, перефразирует отдельные утверждения. Важно следить и за содержанием признаний клиента, и за тем, что кроется за чувствами его.
   4. Одна из возможных ошибок психолога-консультанта - полное или почти полное игнорирование чувств и эмоций клиента. Если какое-то чувство важно для клиента и он нарочито проявляет его (демонстрирует), консультант должен включить это чувство в рабочее пространство консультации. Уровень эмпатии не должен быть очень высоким, но и не должен быть очень низким.
   5. Если клиента интересует собственная внешность, он может дома посмотреться в зеркало. Если же он запутался в своих чувствах, он идет на прием к психологу-консультанту. Поэтому у последнего появляется специфическая функция - быть квалифицированным зеркалом чувств для клиента. Само по себе это отражение уже очень много для клиента. Психолог-консультант в процессе общения помогает уяснить смысл чувств.
   6. Если чувства клиента носят для него характер явной проблемы, то это всегда говорит о наличии внутреннего конфликта. То есть существуют другие - может быть еще не высказанные в процессе консультации - чувства, которые противоречат данным. Уяснив характер этого внутреннего конфликта, можно выработать способы его преодоления.
   7. Клиент может демонстрировать чувства, которых у него нет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента и интонации голоса, но и на общий эмоциональный тон, позу, выражение лица, жесты, оговорки.
   8. Поскольку чувства это характерные эмоции при тех или иных воспоминаниях, то важно конкретизировать - при каких именно воспоминаниях проявляются эти эмоции. Клиентка может, например, показывать как она ненавидит мужа, однако некоторые воспоминания о муже могут носить нейтральные и даже положительный характер. Поэтому можно сделать вывод, что клиентка не столько ненавидит мужа, сколько отдельные особенности его поведения.
   9. Имеет значение общая эмоциональная направленность личности клиента. Насколько это можно, следует выяснить в каких эмоциях у клиента повышенная потребность, в каких - пониженная. Один клиент может быть "зациклен" на романтических эмоциях, другой - на "адреналине" и т.д.
   10. Психолог-консультант постоянно должен рефлексировать свои собственные эмоции: как на них повлияло поведение клиента, как собственные эмоции психолога действуют на клиента.
   11. Совсем не обязательно рефлексировать каждое чувство клиента. Иногда достаточно просто кивком головы показать, что консультант заметил это чувство.
   12. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства. Самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.
   13. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем (и о других людях, которые фигурируют в рассказе) много ценной информации.
   14. В некоторых случаях надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Для этого можно, например, предложить клиенту освоить ту или иную психотехнику. Литература Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.




Просмотров: 5585
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Анализ цепочки событий
  • Границы конфиденциальности в психологическом консультировании
  • Задачи психологического консультирования
  • Интерпретация в гештальттерапии
  • Использование в консультировании открытых вопросов
  • Негативное моделирование
  • Правила и установки консультанта
  • Правила консультирования потенциальных самоубийц
  • Правила направления к другому консультанту
  • Правила перефразирования
  • Правила сексологического консультирования
  • Принципы отражения чувств клиента
  • Принципы психологического консультирования
  • Причины направления клиента к другим консультантам
  • Причины расхождения во взглядах консультантов
  • Пять условий физического пребывания вместе
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. КОНСУЛЬТАНТ 2. 1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ ТИРОВАНИИ В практике психологического консультирования и пси хотерапии ежедневно приходит...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Безусловное уважение клиента Под понятием "безусловное уважение" имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Использование тестов Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Чувства консультанта и самораскрытие Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс.
  • Резюме в психологической консультации
  • Случаи возможного нарушения конфиденциальности
  • Случаи использования конфронтации в консультировании
  • Смысл молчания в консультировании
  • Три качества, необходимых в консультировании кризисных абонентов
  • Три основных случая конфронтации в консультировании
  • Хрестоматия >> Р. Кочунас. Основы психологического консультирования
  • Черты переноса в консультировании
  • Эклектическое консультирование
  • Эмоции и чувства. Основные тезисы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь