|
Принципы психологического консультирования
- ограничение речи консультанта в диалоге: краткость, немногословность, точность высказываний;
- чистая, разборчивая речь консультанта; - грамотная, логичная речь, использование полных предложений; - избегание в своей речи намёков, подтекста; - минимум оценочных суждений; - использовать блокнот для рабочих пометок; - если клиент говорит по делу, то не перебивать (чтобы не забыть вопрос, его можно записать в блокнот); - паузы в 1-2 минуты считаются естественными, если видно, что клиент обдумывает, размышляет; - приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (до определённых пределов, без нарушения норм русского языка); - освобождение своей речи двусмысленных слов и выражений; - анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками; - предоставление клиенту нескольких альтернатив ответов, если он затрудняется в формулировках; - анализ, вычленение эмоционально окрашенных слов и выражений (они могут служить "зацепкой", позволяющей распутать клубок переживаний клиента); - скрытая критика (критиковать слова клиента можно и нужно всегда, но не вслух: показывать критическое отношение можно далеко не всегда, у клиента должен выработаться образ консультанта как вдумчивого и немногословного слушателя, но не "критикана"); - самокритика (консультант должен быть критичен и сам к себе, опять-таки не показывая это: в первую очередь консультанту нужно быть объективным и "выкорчёвывать" любые проявления субъективности при работе с клиентом); - консультант и клиент должны работать с одной и той же моделью ситуации, постепенно развивая её; - использование приёмов активного слушания (повторение отдельных слов за клиентом, перефразирование, интерпретации); - использование подбадривания и похвалы (там, где это уместно); - установление невербального контакта (смотреть в глаза, использовать открытые позы, контролировать невербальные сигналы, посылаемые клиентом); - "festina lente" (лат. "поспешай медленно" - необходимо беречь время, своё и клиента, работая эффективно, но при этом излишне не торопясь, иногда даже бывает полезно сделать паузу и помолчать несколько минут). Литература Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с. Просмотров: 2234 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|