Загрузка...

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми. Компетенция и компетентность    Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Если речь идет о способностях отдельного человека, то говорят, что такой-то проявил коммуникативную компетентность. Существует, таким образом, распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований. И в самом деле, значительно чаще можно услышать, что кто-то "проявил свою коммуникативную компетентность", а не "проявил коммуникативную компетенцию".
   И тут очень уместен лингвистический экскурс. Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens - подходящий, соответствующий, компетентный, законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.
   Поэтому, конечно, возможна некоторая двусмысленность. Есть, предположим, некоторая система требований к человеку. Отдельные требования находятся друг с другом в системе. Отсюда их можно называть компетенцией (сочетанием). Если есть человек, который удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение тоже можно назвать компетенцией (уже в смысле соответствия).
   Понятно желание многих авторов разграничить первый и второй смысл. Однако стоит признать, что употребление в обоих случаях "компетенции" является совершенно грамотным. К тому же нет большого практического смысла разделять "коммуникативную компетенцию" и "коммуникативную компетентность". При использовании в устной и письменной речи не стоит забывать, что "коммуникативная компетенция" может пониматься как "коммуникативное соответствие" (то есть соответствие коммуникативным требованиям). Поэтому не совсем грамотным будет говорить:
   - "Анализ коммуникативных компетенций сотрудника" (соответствие обычно одно, однако можно сказать: "Анализ коммуникативных компетенций сотрудников"),
   - "Нуждающаяся в коррекции коммуникативная компетенция" (соответствие можно повышать, можно понижать, но не корректировать). Компоненты коммуникативной компетенции    Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не формализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.
   Не бывает, по определению, "коммуникативной компетенции вообще". В одной среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной группе это может быть не так.
   Рассмотрим пример. Предположим, есть абстрактный строитель-прораб. Будучи в своем коллективе, с помощью обсценной лексики и хорошо зная коллег он может весьма эффективно управлять подчиненными. Попав в другую среду, например в среду ученых, он может заметить, что его коммуникативная компетенция близка к нулю.
   Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в другом отношении - понижать (как в примере с обсценной лексикой). При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:
   - владение той или иной лексикой,
   - развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),
   - развитость письменной речи,
   - умение соблюдать этику и этикет общения,
   - владение коммуникативными тактиками,
   - владение коммуникативными стратегиями,
   - знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,
   - умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),
   - способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,
   - ассертивность (уверенность),
   - владение навыками активного слушания,
   - владение ораторским искусством,
   - актерские способности,
   - умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,
   - эмпатия,
   - умение проникнуться интересами другого человека.


  • Умение аргументировать   Коммуникативная способность человека, проявляющаяся в умении вовремя найти нужные аргументы для подтверждения собственного мнения, выстроить аргументы в наиболее эффективном порядке, излагать аргументы в доступной форме для слушателя (оформлять аргументы), следить за сочетаемостью аргументов между собой, не нарушая принципы формальной логики.

    Тренинги Тренинги

  • Коммуникативная техника "Как мне это может помочь?"   Простая техника, которая настраивает собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.
  • Коммуникативное упражнение "Большие паузы"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).
  • Коммуникативное упражнение "Валентность"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие имиджа, коммуникативной компетенции.
  • Коммуникативное упражнение "Вертушка жалобщиков"   Процедура группового психологического тренинга. Участники образуют два круга: внешний ("жалобщики") и внутренний ("консультанты").
  • Коммуникативное упражнение "Верю - не верю"   Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие умения выявлять обман.
  • Коммуникативное упражнение "Выслушивать до конца"   Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают небольшие анекдотичные сценки про то, как важно уметь дослушивать до конца и не перебивать.
  • Коммуникативное упражнение "Завершение предложения"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Один участник рассказывает историю, при этом не заканчивая фразы; другие - делают это вместо него.
  • Коммуникативное упражнение "Зомби"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности разговорить человека.
  • Коммуникативное упражнение "Ключевые слова"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию.
  • Коммуникативное упражнение "Контрабандисты"   Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции.
  • Коммуникативное упражнение "Короткие паузы"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности к четкой, членораздельной речи. Происходит обучение вставке микропауз.
  • Коммуникативное упражнение "Нейтрализация морализаторства"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности нейтрализовать морализаторство со стороны собеседника (так называемой "позиции родителя" по трансактному анализу).
  • Коммуникативное упражнение "Обилие обратной связи"   Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности рефлексировать коммуникативную ситуацию.
  • Коммуникативное упражнение "Открытые вопросы"   Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции.
  • Коммуникативное упражнение "Поза сидящего собеседника"   Прцедура группового психологического тренинга, отрабатывается идеальная поза сидящего собеседника.
  • Коммуникативное упражнение "Придумай свой мем"   Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и изображают собственные мемы.
  • Коммуникативное упражнение "Работа с чужой ленью"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на тренировку способности побуждать других людей к действию и - в целом - на развитие коммуникативной компетенции участников.
  • Коммуникативное упражнение "Разговор с конца"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение основных коммуникативных тактик.
  • Коммуникативное упражнение "Ребенок - взрослый - родитель"   Процедура группового психологического тренинга, основная задача которого - продемонстрировать участникам характерные отличия "позиции ребенка", "позиции взрослого" и "позиции родителя".
  • Коммуникативное упражнение "Речевая машина"   Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.
  • Коммуникативное упражнение "Семеро с ложкой"   Процедура группового психологического тренинга, ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию.
  • Коммуникативное упражнение "Торговля эмоциями"   Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие актерского мастерства и в целом коммуникативной компетенции.
  • Коммуникативное упражнение "Триалог"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной гибкости.
  • Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..."   Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи.
  • Коммуникативное упражнение "Улучшенный телефон"   Процедура группового коммуникативного психологического тренинга. Упражнение направлено на развитие способности вникать в подтекст тех или иных фраз, анализировать невысказанное, а также на развитие умения облекать свои фразы в приемлемую форму.
  • Коммуникативное упражнение "Четвертое лицо"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие речевой пластичности и коммуникативной компетенции в целом.
  • Коммуникативное упражнение "Что было в начале тренинга?"   Процедура группового психологического тренинга. В конце тренингового дня участники вспоминают в деталях, что было в самом начале дня.
  • Коммуникативное упражнение "Чувства - понимание - стратегия"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение тактик коммуникативного взаимодействия.
  • Коммуникативное упражнение "Эхо"   Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие рефлексивности в коммуникационном процессе, умения выделять существенное в чужой речи.
  • Ролевая игра "Беседа с вымогателем"   Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.
  • Ролевая игра "Беседа с начальником"   Ролевая игра для группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции.
  • Ролевая игра "Бестолковый подчиненный"   Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции.




    Просмотров: 6204
    Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь





    Другие новости по теме:

  • Актерские способности
  • Активный словарный запас
  • Ассертивность
  • Выразительность речи
  • Долговременная память
  • Имидж
  • Имидж-упражнения
  • Интеллектуальная раскрепощенность
  • Коммуникативное упражнение "Большие паузы"
  • Коммуникативное упражнение "Выслушивать до конца"
  • Коммуникативное упражнение "Завершение предложения"
  • Коммуникативное упражнение "Обилие обратной связи"
  • Коммуникативное упражнение "Поза сидящего собеседника"
  • Коммуникативное упражнение "Речевая машина"
  • Коммуникативное упражнение "Торговля эмоциями"
  • Коммуникативное упражнение "Триалог"
  • Коммуникативное упражнение "Четвертое лицо"
  • Коммуникативное упражнение "Что было в начале тренинга?"
  • Коммуникативное упражнение "Эхо"
  • Коммуникативные упражнения
  • Красноречие
  • Манипулятивные игры
  • Остроумие
  • Раскрепощенность
  • Рациональные упражнения
  • Ролевая игра
  • Способность рефлексировать межличностные отношения
  • Тонус
  • Умение разбираться в людях
  • Эмоциональная уравновешенность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.



    загрузка...




    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь