АЛЬ-ФАРАБИ АБУ–НАСР МУХАММЕД

(870-950) Ученый-энциклопедист, глубокий мыслитель, чьи философские труды надолго определили собой развитие всей философской, педагогической мысли арабоязычного мира и оказали влияние на формирование общей культуры средневековой Европы. Родился в городе Фараб (Отрар) в 870 г. н.э. Получил образование в Халабе и Багдаде, затем переселился в Сирию. Пожалуй, не было такой отрасли знаний, в которая не привлекала бы Абу-Насра. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина, психология и педагогика, философия и право – таков перечень его интересов. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являющимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания. Именно здесь ему был присвоен титул «Муалим ассана» – «Второй учитель». Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся ввиду Аристотель. Последние годы своей жизни он провел в Алепо и Дамаске. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами. Он был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культуры. Аль-Фараби был не просто ученым-гуманистом, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в «Слове о классификации наук», Аль-Фараби мыслил как реформатор педагогики стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. Большое значение он придавал нравственному воспитанию личности. Он считал, что высокий нравственный облик общества является условием его процветания. Значительный интерес представляет для нас его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Важны для преподавателя такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли, выдержка и т.п. По Аль-Фараби нормы поведения преподавателя заключаются в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны. Ученый занимался и вопросами дидактики. В своих работах он придает большое значение дидактическим принципам наглядности, научности и последовательности. Он сделал попытку дать научное определение понятию «обучение». Его перу принадлежит «Большой трактат о музыке», в котором глубоко и всесторонне рассматривались вопросы эстетического воспитания, акустики, инструменталистки, педагогики, а также психологии восприятия музыки. Аль-Фараби известен и как педагог-методист. Особое место в его педагогическом наследии занимает «Математический трактат», в котором он выступает как блестящий методист, показывая методы решения геометрических задач. Он, в частности, предложил оригинальный способ построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора. Его книга «Классификация наук» – самая выдающаяся произведение его эпохи. В своей классификации он педагогическую науку относит к гражданским наукам, а знание и воспитание он считает частью этой науки. Особое внимание он уделяет трудовому воспитанию, по его утверждению, в ходе трудовой деятельности личность достигает гражданской высоты. В процессе воспитания Аль-Фараби выдвигает методы воспитания: «жесткий метод» и «мягкий метод». Он требует в процессе воспитания сочетать эти методы. По утверждению ученого-гуманиста «жесткий метод» – наказание, а «мягкий метод» – поощрение. Впервые Аль-Фараби выдвинул методы педагогического воздействия, доказал их пользу и применение. Аль-Фараби – это человек, посвятивший жизнь объединению людей для которого не существовало ничего кроме разума, кроме знаний, кроме жажды познания. Его учение об обучении и связи обучения с наукой – является основной теорией педагогического процесса. Оставил потомкам огромное научное наследие. Известно более 150 трактатов почти по всем областям науки. Современные ученые отмечают, что более 100 его произведений имеется на арабском языке и около 100 на других языках мира.

Просмотров: 2185
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ат-Турки
  • АДИ (Сыновья его)
  • АЛЬ-КИНДИ (ок 800 — ок. 870)
  • АЛЬ-ФАРАБИ
  • Аль-Фараби (870-950)
  • Аль-Фараби Аль-Фараби
  • АР-АБУ НАСР-АЛ-ФАРАБИ
  • АТРИ, Сыновья его
  • БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи
  • ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Фараби (аль-Фараби)
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • ФАРАБИ Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь