ФАРАБИ Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан

(870, Фараб на Сырдарье — 950, Дамаск) (в средневековой Европе известен как Alfarabius или Avennasar) — арабский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников арабоязычного перипатетизма. Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии — прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и психологии на основе всеобъемлющего принципа этического рационализма, каковой для ал-Фараби являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Ал-Фараби был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»).

Философское и естественно-научное образование получил в Багдаде и Харране, где продолжалось преемственное по отношению к предыдущим этапам изучение греческого философского и научного наследия. Его учителями были Абу Мишр Матта и Йуханна бен Хайлан (христиане-несториане) — известнейшие в арабском мире знатоки логики Аристотеля, владевшие как греческим, так и арабским языком. Ал-Фараби был удостоен современниками почетного звания «Второй Учитель», в признание его заслуги как комментатора всего «Органона» (включая отвергаемые несторианами части «Первой» и «Второй» Аналитик) и исследователя «Метафизики» Аристотеля («Книга букв»). Для методологической установки ал-Фараби характерно стремление к структурированию в максимально полном объеме унаследованного и современного ему знания (ал-Фараби принадлежат также комментарии к Платону, Александру Афродисийскому и др.), к рациональной систематизации всего и вся, от Вселенной до основ гражданского общежития.

Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фараби отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению целостности. Общие оценки философии ал-Фараби неоднозначны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в трудах ал-Фараби основания для утверждения тезиса о творческом развитии перипатетизма, о новом и первом после аристотелевского истинно философском синтезе (М. Калстон, А. X. Касымжанов).

Утверждаемый ал-Фараби особого рода синтетизм проявился в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представлению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Новой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменившейся культурно-исторической обстановке явилась такая особая грань утверждаемого ал-Фараби синтетизма, как стремление представить «извечную» философию и позднее появившуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религией же — символически и риторически.

Ал-Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сину, Ибн Баджжу, Ибн Ууфайла, Ибн Рушда, а также на Маймонида В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения ал-Фараби о классификации наук, разуме и двойственной истине, а также астрономические и физические воззрения (оптика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напрямую через немногие переводы на еврейский и латинский языки. Из оригинальных работ ал-Фараби наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Соч.: Kitab al-Humf Alfarabis Book of Letters Beimt, 1969, Философские трактаты Алма-Ата, 1970, Математические трактаты Алма-Ата, 1973, Логические трактаты Алма-Ата, 1975, Комментарии к «Альмагесту» Птолемея Алма-Ата, 1975, Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.

Лит.: Хаирумаев Ал-Фараби. Эпоха и учение. Ташкент, 1975; Касымжанов А. Х Абу Наср аль-фараби. M , 1982; Шанмухамбетова Г Б К характеристике онтологических и гносеологических оснований восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби) — В кн : Рационалистическая традиция и современность Ближний и Средний Восток. М., 1990; HammondR The Philosophy of al-Farabi and Its Influence on Medieval Thought. N. Y, 1947, Mahdi M Al-Farabi and the Foundation of Philosophy.— Islamic Philosophy and Mysticism. N Y, 1981

Г. Б. Шаймухамбетова

Просмотров: 1045
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ», или «Книга Аристотеля об истолковании чистого блага»
  • «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА»
  • АЛЬ-ФАРАБИ
  • АЛЬ-ФАРАБИ АБУ–НАСР МУХАММЕД
  • АНОНИМНЫЕ АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ
  • АР-АБУ НАСР-АЛ-ФАРАБИ
  • Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ат-Турки
  • Аль-Фараби (870-950)
  • Аль-Фараби Аль-Фараби
  • ВРЕМЯ В АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОСНОВАНИЯ ЛОГИКИ И МЕТАФИЗИКИ
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Представления о философии в средневековой Руси
  • Проблема индивидуализации в средневековой философии
  • Проблема универсалий в средневековой философии
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • ФАРАБИ
  • ФАРАБИ
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • Фараби (аль-Фараби)
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь