|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Военная педагогика. Под редакцией О. Ю. Ефремова, словарь-справочник, Санкт-Петербург, 2008 г.
Методы воспитания военнослужащихсовокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего. Метод убеждения – активное воздействие воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов для формирования определенных взглядов, мнений. По своей психологической структуре убеждения – это знания, слившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями. Слияние познавательной деятельности военнослужащего с его чувствами и волей приводит к тому, что внедряемые идеи воспринимаются воспитуемыми, становятся побудителем и идейным мотивом их действий, начинают определять все поведение человека. Приемы убеждения : сравнение, сопоставление, аналогия; личный показ; опора на личный опыт воспитуемых; показ опыта других; использование силы общественного мнения; демонстрация опытов; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам воспитуемых; оценка поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка); задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т. д. Метод переубеждения – целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение военнослужащего для того, чтобы восстановить, развить и закрепить положительные и преодолеть отрицательные взгляды и качества. Его действенность зависит от личного авторитета воспитателей, единства слова и дела, нравственного содержания выполняемых действий. Пример – метод воспитания военнослужащих, целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирование у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример, прежде всего непосредственного командира (начальника). Метод упражнения в воспитании предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основные условия достижения результативности при этом: соблюдение уставного внутреннего порядка в подразделении, точное выполнение распорядка дня; добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей; высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них. Поощрение – метод воспитания, имеющий оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путем положительной оценки воспитателями боевой учебы, службы, ратного труда, поведения военнослужащего и побуждает его к дальнейшим успехам. Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства военнослужащих и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Поощрить военнослужащего – значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у военнослужащих постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки. Принуждение - метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на военнослужащих, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить свое поведение. Принуждение может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава . Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях службы; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание; низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др. Соревнование – помещение военнослужащего в определенные условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами сослуживцев. Соревнование позволяет активизировать военнослужащих, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов. Создание ситуации успеха – помещение военнослужащего в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего военнослужащий повышает свой статус, самооценку и т. д. Метод критики – осуждение поведения или установок военнослужащего со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности военнослужащего, а оказание ему помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Войсковая практика показывает, что наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Военная педагогика. Под редакцией О. Ю. Ефремова, словарь-справочник, Санкт-Петербург, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|